Фитотехнологии, в основе которых лежит использование высшей водной растительности (ВВР) и сопутствующих ее микроорганизмов, находят все большее применение для охраны, очистки и доочистки вод, а также экологической реконструкции водных объектов в разных регионах мира как с теплым, так и с холодным климатом. Это быстрорастущая индустрия. В целом исследования в этом направлении проводятся в более чем 80 странах, в основном странах Северной Америки, Европы, Юго-Восточной Азии и Океании [1, 2].
В последние годы появилось новое направление – очистка и обеззараживание с помощью фитотехнологий фармацевтических препаратов и средств личной гигиены. Присутствие в воде медицинских препаратов отмечалось давно, но только в последнее 15 лет, когда появились новые аналитические методы, позволяющие определять экстремально низкие концентрации (от нано- до микрограмм в литре), они начали считаться загрязнителями.
Новые аналитические методы дают возможность количественно проанализировать присутствие в окружающей среде около 3000 биологически активных химических соединений с целью исследования их источников, поведения, трансформации, а также контроля, поскольку наличие фармацевтических препаратов в воде даже в малых концентрация может иметь долговременные побочные эффекты и создает риски экологическому благополучию водных экосистем и здоровью человека.
Основными источниками поступления в природные воды фармацевтических препаратов являются средства личной гигиены, отходы фармацевтической промышленности, медицинские отходы и терапевтические препараты. Кроме того, часть фармацевтических препаратов поступает в воду с животноводческими стоками, поскольку многие препараты используются при кормлении и лечении животных [3, 4].
Пристального внимания заслуживает широкое ирригационное использование очищенных сточных вод при выращивании риса, картофеля, моркови, огурцов, помидоров и других агрокультур во многих странах мира, в частности в Израиле, Таиланде и Австралии [5–7].