В условиях воздействия на организм человека неблагоприятных экологических, а для медицинских и фармацевтических работников — еще и производственных факторов (инфекционная нагрузка, повышенный аллергизирующий фон, различные излучения, агрессивные производственные химические и биологические факторы) и напряженного ритма работы и жизни, актуальным представляется поиск подходов к профилактике и фармакокоррекции целого ряда связанных с этим патологических состояний. Одним из средств решения этой актуальной медико-социальной задачи представляется разработка адаптогенных лекарственных препаратов, направленных на активацию неспецифической и специфической сопротивляемости организма и, в частности, на усиление антиоксидантной защиты.
По широте охвата и вовлеченности в биохимические процессы организма система «антиоксидант — прооксидант», в норме и в патологии, включена во многие биохимические процессы, обеспечивающие систему нейро-иммунно-гормонального равновесия.
При возникновении «окислительного стресса», характеризующегося доминированием прооксидантной части системы и истощением антиоксидантных возможностей организма, возникают разноплановые нарушения: со стороны генома человека, иммунного ответа, нейрогуморальной регуляции организма и др. Соответственно, указанные процессы могут явиться пусковым механизмом таких серьезных заболеваний, как канцерогенез, лучевая болезнь, иммунодефициты, инфекционные заболевания, нейропатология, различные нарушения со стороны гепатобилиарной и сердечно-сосудистой систем [1, 10].
В Самарском государственном медицинском университете на базе нескольких кафедр на протяжении последних 20–25 лет ведется интенсивная работа по созданию эффективных и безопасных фитопрепаратов на основе перспективной в свете обсуждаемых проблем группы биологически активных соединений (БАС) — фенилпропаноидов.
Наиболее важные представители класса приведены в таблице.
Объектами исследования служили следующие виды лекарственного растительного сырья (ЛРС): плоды расторопши пятнистой [Silybum marianum (L.) Gaertn.], трава эхинацеи пурпурной [Echinacea purpurea (L.) Moench.], корневища и корни родиолы розовой (Rhodiola rosea L.) и других видов (Rhodiola species), трава мелиссы лекарственной (Melissa officinalis L.), кора сирени обыкновенной (Syringa vulgaris L.) и некоторые другие виды растений. В сравнительном плане также изучались выделенные из данных видов ЛРС индивидуальные соединения, стандартные образцы веществ (Силибин, Розавин, Сирингин, цикориевая и розмариновая кислоты), разработанные лекарственные препараты: Эхинацеи пурпурной настойка, Эхинацеи экстракт жидкий, Родиолы розовой настойка, Расторопши экстракт жидкий, комплексный препарат Силибохол, Мелиссы настойка, Мелиссы экстракт жидкий, Сирени настойка и некоторые лекарственные формы на их основе (таблетки, сироп).