— Мы завершаем первый этап празднования 100-летия университета. Напомню, что 1 марта 1919 г. был создан специализированный вуз для подготовки специалистов для экономики страны. За эти 100 лет вуз прошёл большой путь и внёс значительный вклад в становление новой финансовой системы советского государства, поскольку все руководители этой системы были выпускниками нашего института. Наш вуз является лидером в системе подготовки кадров, и мы гордимся тем, что наши выпускники добиваются больших успехов.
В нашем университете недавно прошла Международная конференция, посвящённая качеству образования, академической свободе университетов, роли профессиональных стандартов. Это традиционная конференция, 27-я по счёту. И мы рассчитываем, что те знания, опыт, которые есть в европейских университетах, которые раньше начали внедрение профессиональных стандартов в образовательные стандарты, нам будут полезны.
Наш закон об образовании, с одной стороны, предоставляет вузам большие свободы, а с другой стороны, наша страна отличается от многих стран наличием федеральных образовательных стандартов.
Я считаю, что это очень важное достижение нашей системы образования. В огромной стране нужна единая образовательная политика. ФГОСы как раз и обеспечивают единое образовательное пространство. Другой вопрос, что наличие ФГОСов ограничивает академическую свободу университетов. И наша задача — очень серьёзно обсудить, где эти ограничения, как совместить те свободы, которые есть в вузах, с требованиями Рособрнадзора.
Требования со стороны государства по поводу аккредитации вузов слишком ужесточены. Какими они должны быть? Какова роль общественно-профессиональной аккредитации? Насколько она может заменить государственную аккредитацию? Всё это мы должны обсудить с коллегами.
— А какова ваша точка зрения по данным вопросам?
— Я сторонник федеральных образовательных стандартов. Они должны определить требование общества к подготовке кадров. С одной стороны, наличие огромного количества стандартов не даёт возможности хорошо ориентироваться в них вузам. Сегодня у нас есть ФГОС первого, второго, третьего поколения, 3++, появились стандарты четвёртого поколения. Хотелось бы, чтобы Министерство образования и другие организации, причастные к разработке этих образовательных стандартов, приняли бы решение, унифицированное для всех поколений стандартов для всех вузов, и чтобы все высшие учебные заведения понимали требования этих стандартов.