По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336

Финансовый контроль оптимизации сети медицинских организаций в регионах

Семенова А. Н. канд. экон. наук, доцент кафедры финансового контроля, анализа и аудита, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова» E-mail: semenovaalbina@mail.ru
Данина И. Н. канд. экон. наук, доцент кафедры экономики, НОЧУ «Московский экономический институт» E-mail: semenovaalbina@mail.ru

В статье рассмотрены показатели, характеризующие результаты оптимизации сети медицинских организаций, и ее негативные последствия, выявленные в ходе экспертно-аналитического мероприятия Счетной палаты РФ. Предпринята попытка оценки степени влияния определенных факторов на формирование сложившихся тенденций в реформировании системы здравоохранения.

Литература:

1. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

2. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

3. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

4. Комментарии к докладу Центра экономических и политических реформ «Здравоохранение. Оптимизация российской системы здравоохранения в действии», апрель 2017 года.

5. Рекомендации специального заседания Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека на тему «Право граждан на охрану здоровья: проблемы и перспективы», 20 ноября 2014 года.

6. Руководство по управлению общественными финансами на региональном и муниципальном уровне. Т. IV. Управление бюджетными расходами // Министерство финансов РФ, ООО «ИД «ДиПлит», 2008. — С. 340–342.

7. Филипенко А.В. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Оценка эффективности деятельности страховых медицинских организаций как участников обязательного медицинского страхования в 2014–2015 годах и истекшем периоде 2016 года» // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. — 2017. — № 3.

Понятие оптимизации бюджетной сети, в  том числе и  в  здравоохранении, стало использоваться в  связи с  реформой бюджетного процесса, начатой в 2004 году. На фоне разграничения расходных полномочий различных уровней власти в  части финансирования организаций социальной сферы Минфином России были разработаны методические материалы внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, а также методические рекомендации по  реструктуризации бюджетного сектора на  региональном и  муниципальном уровнях. В  качестве косвенных показателей эффективности бюджетных расходов в здравоохранении было рекомендовано использовать такие показатели, как количество дней пребывания в стационаре, загруженность койко-места, доля расходов территориальных фондов обязательного медицинского страхования в  общей структуре расходов на здравоохранение и др. [6]. В этот период времени в  собственность муниципальных районов и  городских округов из  собственности субъекта Российской Федерации были переданы учреждения, предназначенные для оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в  период беременности, во  время и  после родов. Соответственно, расходные полномочия по  финансированию названных учреждений закреплялись за муниципальным районом или городским округом, то есть из местных бюджетов.

Главные распорядители бюджетных средств разрабатывали планы мер по оптимизации бюджетного сектора исходя из имеющихся финансовых возможностей в условиях низкого уровня обеспеченности местных бюджетов собственными доходами. Понятие оптимизации бюджетной сети в здравоохранении приобрело смысловое значение сокращения количества медицинских учреждений. Количество больниц с 2000-го по 2005 год сократилось с 10,7 до 9,5 тыс. В 2006 году было уже 7,5 тыс. медицинских учреждений, а в 2015 году — 5,4 тыс. [7]. Как видим, самые высокие темпы сокращения больниц приходятся на период реализации программ оптимизации бюджетной сети на региональном и муниципальном уровнях.

Для Цитирования:
Семенова А. Н., Данина И. Н., Финансовый контроль оптимизации сети медицинских организаций в регионах. Бухучет в здравоохранении. 2018;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: