По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.146 - 08.00.10

Финансовый аудит деятельности государственных бюджетных учреждений

Бергаль Елена Викторовна канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры экономического анализа, статистики и финансов, ФГОБУ ВО «Кубанский государственный университет» Россия, Краснодар, ул. Ставропольская, д. 149 ORCID: 0000-0001-8790-9775, e-mail: bergall@bk.ru

В статье рассмотрен порядок применения органами Федерального казначейства Стандарта № 103 «Финансовый аудит (контроль)» в ходе проведения контрольного мероприятия совместно со Счетной палатой Российской Федерации. Определены предмет финансового аудита, вопросы программы финансового аудита государственного бюджетного учреждения и информационная база для его проведения.

Литература:

1. Бергаль Е.В. Внешний и внутренний финансовый контроль в системе государственного контроля: региональный аспект // Государственный аудит. Право. Экономика. — 2016. — № 3. — С. 7–14.

2. Булыга Р.П. Классификация и стандартизация финансового контроля и аудита в Российской Федерации // Учет. Анализ. Аудит. — 2017. — № 5. — С. 10–17.

3. Валеев А.Р. Контроль эффективности бюджетных расходов: вопросы теории и практики / Под ред. А.И. Демидова. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. — 208 с.

4. Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики. — М.: Финансовый контроль, 2005. — 431 с. — URL: http://viperson.ru/articles/ yu-m-voronin-gosudarstvennyy-finansovyy-kontrol-voprosy-teorii-i-praktiki.

5. Гаджиев Н.Г., Амирханов Ш.Э. Аудит эффективности расходов в системе финансового контроля деятельности бюджетных учреждений: Монография. — Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2012. — 172 с.

6. Демидов М.В. Бюджетный контроль как составная часть государственного (муниципального) финансового контроля // Вестник Российского университета кооперации. — 2018. — № 1 (31). — С. 113–116.

7. Карпов Э.С. Бюджетный контроль в Российской Федерации: Монография. — М.: Инфра-М, 2014. — 139 с.

8. Кеворкова Ж.А. Внутренний контроль бизнес-процессов Федерального казначейства: Монография / Ж.А. Кеворкова, Р.А. Иванов. — М.: Копи Принт, 2013. — 238 с.

9. Кошель Д.Е. Понятие финансового контроля и вопросы систематизации законодательства // Вестник Омского университета. Серия «Право». — 2019. — Т. 16. — № 1. — С. 51–56.

10. Куприянец И.М. Понятие бюджетного контроля в дисциплине «Государственные и муниципальные финансы» // Вестник Томского государственного университета. — 2010. — № 1 (9). — С. 83–86.

11. Лагутин И.Б. Бюджетный контроль и бюджетный аудит в Российской Федерации: проблемы системности и особенности правового регулирования: Монография. — М.: Юрлитинформ, 2015. — 368 с.

12. Саунин А.Н. Аудит эффективности использования государственных средств: Учебное пособие. — М.: Изд-во Московского университета, 2015. — 336 с.

13. Ялбулганов А.А. Внутриведомственный финансовый контроль в Российской армии в XIX — начале XX в.: историко-правовое исследование. — М.: Акад. налоговой полиции ФСНП России, 1999. — 206 с.

Государственный финансовый контроль предполагает контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций государственного сектора экономики. На федеральном уровне осуществление внешнего государственного финансового контроля возложено на Счетную палату РФ. Осуществление внутреннего финансово-бюджетного контроля является полномочием Федерального казначейства.

Счетная палата РФ проводит контрольные мероприятия в соответствии со стандартами финансового контроля (СГА), включая Стандарт финансового аудита1 . Финансовый аудит является разновидностью государственного финансового контроля, при разработке стандарта были учтены положения международных стандартов в области государственного финансового контроля, аудита и финансовой отчетности, принятых в Международной организации высших органов аудита (ИНТОСАИ).

Федеральное казначейство проводит контрольные мероприятия в соответствии с Порядком осуществления полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 10922 , и стандартом осуществления внутреннего государственного финансового контроля, введенным приказом Минфина России от 29.12.2016 № 251н3 .

Контролирующие органы постоянно совершенствуют методологию контрольной работы. Вопросы реформирования и совершенствования контрольной деятельности являются предметом научных исследований многих российских ученых. Большой вклад в развитие теоретикометодологических проблем государственного финансового контроля (аудита) внесли такие ученые, как Р.П. Булыга, А.Р. Валеев, Ю.М. Воронин, Э.С. Карпов, Ж.А. Кеворкова, И.М. Куприянец, И.Б. Лагутин, В.М. Родионова, А.Н. Саунин, А.А. Ялбулганов и др. [2–13]. Однако ввиду продолжения реформирования системы государственного контроля тема исследования продолжает оставаться актуальной.

Государственные учреждения являются объектами контроля для обоих контролирующих органов. В рамках контрольных мероприятий в отношении государственных учреждений совпадают предметы, методы, способы и приемы проведения контроля. В ходе настоящего исследования рассмотрим порядок применения стандарта проведения финансового аудита государственного бюджетного учреждения.

Для Цитирования:
Бергаль Елена Викторовна, Финансовый аудит деятельности государственных бюджетных учреждений. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2019;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: