По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.26

Финансовые ресурсы как фактор управления качеством в ЛПУ

Вялков А.И. академик РАН, профессор, директор НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением, заведующий кафедрой управления здравоохранением с курсом фармменеджмента, ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова», г. Москва, e-mail: lenmed@mail.ru
Демчева Надежда Константиновна доктор медицинских наук, профессор, руководитель лаборатории аналитической эпидемиологии, отдел эпидемиологических и организационных проблем психиатрии, ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Министерства здравоохранения России, г. Москва, e-mail: dnk1504@yandex.ru
Михайлов Владимир Иванович доктор медицинских наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории аналитической эпидемиологии, отдел эпидемиологических и организационных проблем психиатрии, ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Министерства здравоохранения РФ, г. Москва

Приоритетом управления рисками в медицине является управление качеством лечебно-диагностического процесса. Главными инструментами риск-менеджмента в здравоохранении являются модули структурных стандартов качества медицинской помощи, а также модели конечных результатов труда. Издержки, связанные с дефектами качества оказываемой медицинской помощи, могут быть сопряжены со случаями гражданско-правовой ответственности при предъявлении производителям медицинских услуг судебных исков от истцов (потерпевшей стороны).

Литература:

1. Авксентьева М.А., Бальчевский В.В., Воробьев П.А., Вялков А.И., Герасимов В.Б., Горбунова И.Б., Горбунов С.Н., Горохова С.Г., Илюхина Е.В., Катлинский А.В., Лукъянцева Д.В., Миняйлик Г.М., Новолодский В.М., Сура М.В., Фисенко В.П. Основы стандартизации в здравоохранении: учеб. пособие / под ред. А.И. Вялкова, П.А. Воробьева. – М.: Ньюдиамед, 2002. – 216 с.

2. Абашин Н.И. Оценка эффективности вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи: автореф. дис. … канд. мед. наук. – М., 1999.

3. Белоусов Ю.Б., Вялков А.И., Белоусов Д.Ю. Клинический проектный менеджмент: учеб. пособие / под ред. А.И. Вялкова, Ю.Б. Белоусова. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – 448 с.

4. Бойлет Д. Путеводитель по царству мудрости. Лучшие идеи мастеров управления. – М.: ЗАО «Олимп– Бизнес», 2002. – 395 с.

5. Быкова Ж.Е., Потемкин Е.В. Анализ влияния экономических стимулов на деятельность медицинских учреждений // Экономика здравоохранения. – 2001. – № 7–8. – С. 25–29.

6. Вардосанидзе С.Л. Управление качеством лечебно-диагностического процесса в многопрофильном стационаре. – Ставрополь, 2002. – 150 с.

7. Винокуров Б.Л. Экономика и управление современной системой обеспечения здоровья населения России. – СПб., 1997. – 228 с.

8. Винокуров Б.Л., Яковлев Е.П., Грачев А.Г. Управление муниципальными субъектами в государственной системе здравоохранения. – М., 1998. – 104 с.

9. Воробьев П.А., Авксентьева М.В., Юрьев А.С., Сура М.В. Клинико-экономический анализ. – М.: Ньюдиамед, 2004. – 404 с.

10. Вялков А.И., Кашин В.И., Писарева Л.В., Топалов К.П., Щербаков А.Х. Организация контрактной формы работы учреждений здравоохранения в условиях медицинского страхования: метод. пособие. – Хабаровск: ДальЛСЭКО, 1992. – 40 с.

11. Вялков А.И., Гройсман В.А. Информатизационные технологии в управлении лечебно-профилактическими учреждениями в условиях ОМС // Вестник ОМС. – 2000. – № 1. – С. 7–12.

12. Вялков А.И., Карпеев А.А., Кузин В.Ф. Проблемы и перспективы развития системы стандартизации в здравоохранении // Проблемы стандартизации в здравоохранении. – 2000. – № 2. – 8 с.

13. Вялков А.И. Основы региональной политики в здравоохранении. – М.: ГЭОТАР–МЕД, 2001. – 336 с.

14. Вялков А.И. Роль стандартизации в выполнении задач совершенствования медицинской помощи населению // Проблемы стандартизации в здравоохранении. – 2002. – № 3. – 8 с.

15. Вялков А.И., Райсберг Б.А., Шиленко Ю.В. Управление и экономика здравоохранения. – М.: ГЭОТАР– МЕД, 2002. – 327 с.

16. Вялков А.И. Управление в здравоохранении Российской Федерации. Теория и практика. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – 528 с.

17. Вялков А.И. Управление качеством в здравоохранении // Проблемы управления здравоохранением. – 2003. – № 1. – 8 с.

18. Вялкова Г.М., Флек В.О. Показатели эффективности деятельности амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений // Главврач. – 2004. – № 6. – 4 с.

19. Гасников В.К. Основы научного управления в здравоохранении: учеб. пособие. – Ижевск, 1997. – 170 с.

20. Гребенников В.И., Яковлев Е.П. Дифференцированная оплата труда // Главный врач. – 2000. – № 3.

21. Кадыров Ф.Н. Методические подходы к некоторым проблемам оплаты труда работников в условиях ОМС // Экономика здравоохранения. – 1996. – № 12. – С. 28–34.

22. Кравченко Н.А., Поляков И.В. Научное обоснование методологии прогнозирования ресурсного обеспечения здравоохранения России (история и современность). – М., 1998. – 392 с.

23. Кучеренко В.З., Вялков А.И., Денисов И.Н., Таранов А.М. и др. Организация и анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений в условиях обязательного медицинского страхования. – М.: ММА им. И.М. Сеченова, 2000. – 264 с.

24. Кучеренко В.З., Яковлев Е.П. Основы клинического менеджмента: учеб. пособие. – М. – 102 с.

25. Кучеренко В.З., Яковлев Е.П. Стратегия клинического менеджмента как основа повышения качества медицинской помощи и ресурсосбережения // Проблемы управления здравоохранением. – 2002. – № 2 (3). – С. 24–28.

26. Линденбратен А.Л., Васюкова В.С., Шаровар Т.М. Концепция оценки качества и эффективности медицинской помощи: метод. материалы. – М.: НИИ им. Н.А. Семашко, 1989. – 23 с.

27. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 704 с.

28. Преображенская В.С., Токарева Л.П., Ефимова Н.Е. Информационное обеспечение планирования медицинской помощи населению в условиях реформирования здравоохранения // Бюллетень НИИ им. Н.А. Семашко. – Вып. 3. – 1996. – С. 146–151.

29. Ригельман Р. Как избежать врачебных ошибок. – М.: Практика, 1994. – 203 с.

30. Решетников А.В. Процессное управление в социальной сфере. – М.: Медицина, 2001. – 503 с.

31. Семенов В.Ю., Васильева Н. и др. Финансово-экономические аспекты деятельности работодателя в условиях обязательного медицинского страхования // ФФОМС. – 1998. – 136 с.

32. Стародубов В.И., Луговкина Т.К. Клиническое управление в реализации государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению // Вестник ОМС. – 2001. – № 4. – С. 16–23.

33. Хальфин Р.А., Какорина Е.П., Михайлова Л.А. Деятельность лечебно-профилактических учреждений: метод. пособие. – М.: МЦФЭР, 2005. – 202 с.

34. Щепин О.П., Линденбратен А.Л., Зволинская Р.М. и др. От оценки качества медицинской помощи к его обеспечению // Бюллетень НИИ им. Н.А. Семашко. – 1997. – С. 10–14.

35. Яковлев Е.П., Винокуров Б.Л. Управленческий учет медицинского учреждения (основы организации). – М.: Медицина, 2000. – 144 с.

36. Яковлев Е.П., Гребенников В.И., Винокуров Б.Л. Организационные технологии управления муниципальной системой здравоохранения. – М.: Медицина, 1999. – 256 с.

37. Яковлев Е.П., Лучкевич В.С., Винокуров Б.Л. Экономика, управление и реформы в региональном здравоохранении. – СПб.: СпбГМА, 20001. – 255 с.

Для внедрения модели процесса управления качеством медицинской помощи необходимо соблюдение определенных условий (за основу взята разработанная модель готовности медицинского учреждения для внедрения индустриального метода управления качеством медицинской помощи Ставропольской краевой клинической больницы, Вардосанидзе С.Л., 2002):

1. Готовность медицинского персонала:

– большинство сотрудников знакомы с основными моделями управления качеством медицинской помощи и ориентированы в системе оценочных критериев;

– большая часть медицинского персонала готова к «самоуправлению»;

– высокий уровень профессиональной подготовки медицинского персонала.

2. Готовность администрации:

– администрация лечебно-профилактического учреждения знает как управлять качеством;

– управление качеством – основная цель работы администрации;

– созданы все необходимые условия для мотивации медицинского персонала;

– достигнуто согласие с финансирующей стороной по вопросам стоимости медицинских услуг;

– независимость администрации в принятии управленческих решений.

3. Готовность организации (структуры) лечебно-диагностического процесса:

– разработаны стандарты;

– разработаны клинико-экономические критерии оценки трудовых затрат медицинского персонала;

– определены основные индикаторы качества;

– есть специалисты по качеству в каждом структурном подразделении;

– высокие исходные составляющие клинической результативности и экономической эффективности лечебно-диагностического процесса.

4. Готовность материально-технической базы:

– оснащение современным медицинским диагностическим оборудованием;

– наличие медицинского информационно-аналитического центра, функционирующего на основе механизмов управленческого учета;

– наличие высокотехнологичных методов лечения.

Для Цитирования:
Вялков А.И., Демчева Надежда Константиновна, Михайлов Владимир Иванович, Финансовые ресурсы как фактор управления качеством в ЛПУ. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2017;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: