Общеизвестно, что зернопродуктовый подкомплекс объединяет во взаимосвязанную цепочку функционирование профильных организаций, прямо или косвенно занятых производством, обменом, распределением и потреблением зерна и продуктов его переработки для выполнения ключевой народнохозяйственной задачи — обеспечения продовольственной безопасности страны, что, в свою очередь, требует установления устойчивых экономических отношений между его звеньями. Поэтому в научной литературе на сегодняшний день полемика ученых по вопросам его структурного содержания и оптимизации функционирования стала более оживленной.
Как правило, воспроизводственно-функциональная структура зернопродуктового подкомплекса состоит из пяти стадий агропромышленного производства: 1) производство средств производства; 2) сельскохозяйственное производство; 3) производство продовольствия, предметов потребления из сырья; 4) производственно-техническое обслуживание всех стадий воспроизводственного процесса; 5) реализация конечного продукта потребителю [1].
Проблемы устойчивости данной воспроизводственно-функциональной структуры находятся на особом контроле федеральных и региональных властей. Необходимо особо отметить, что успешная реализация принципов проектного подхода в управлении АПК — приоритетного национального проекта развития АПК (в 2006–2007 гг.), госпрограмм развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 гг. и до 2025 г., федерального проекта «Экспорт продукции агропромышленного комплекса» и других обеспечила разнонаправленные структурно-технологические сдвиги в зернопродуктовом подкомплексе и позволила ему сегодня занять весомые позиции в структуре российской экономики.
Изменилась модель экономического взаимодействия с импортозамещающей на экспортно ориентированную. Россия вышла на внешний зерновой рынок в качестве крупнейшего экспортера, а агропромышленный комплекс занял лидирующее место среди несырьевого экспорта.