Рынок лизинговых сделок, по оценкам рейтинговой компании «Эксперт РА», по состоянию на начало 2016 г. составляет свыше 3 трлн руб., что выводит его на второе место по значимости в общем финансовом рынке РФ после банковского сектора. Это притом что по итогам 2015 г. на рынке лизинга наблюдались отрицательные тенденции: совокупный рыночный портфель снизился на 4 %, а объем нового бизнеса сократился на 27 %.
В России банковский и лизинговый секторы оперируют в тесной взаимосвязи, поскольку крупнейшие игроки на рынке лизинговых услуг это компании, которые входят в банковские группы.
На отечественном рынке лизинговых услуг функционируют несколько типов компаний:
1) аффилированные с крупными банками компании, финансирующиеся в основном за счет банковских кредитов по сниженным процентным ставкам;
2) окологосударственные струк-туры;
3) независимые лизингодатели, имеющие диверсифицированные источники финансирования, в том числе облигации, банковские кредиты и внешние займы. Независимые лизинговые компании специализируются в основном на малом и среднем предпринимательстве и автолизинге;
4) кэптивные компании, входящие в состав крупных производителей транспортных средств, а также строительной и промышленной техники. Кэптив, или кэптивная компания (от англ. captive — связанный; присоединенный), — это компания, принадлежащая материнской структуре (часто какой-либо финансово-промышленной группе или концерну) и обслуживающая только ее риски [1].
Согласно данным финансовой отчетности крупных нефинансовых компаний за 2016 г., на крупнейших 85 лизинговых компаний приходится почти 0,5 трлн руб. обязательств по части финансового лизинга и свыше 1 трлн руб. обязательств по части операционного лизинга. Это составляет почти половину лизингового совокупного портфеля.
Доминирование операционного лизинга над портфелем финансового лизинга объясняется переходом многими организациями с финансового на операционный лизинг в 2015 г. с целью оптимизации расходов. Параллельно с этим примерно половина операционного лизинга приходится на авиационную отрасль. Переходя с финансового лизинга на операционный, в краткосрочном периоде лизинговые компании получают определенные выгоды, поскольку авиакомпании, наряду с арендной платой, ежемесячно осуществляют также и платежи за техническое обслуживание, что в случае финансового лизинга осуществляет сама авиакомпания. Это привлекает дополнительные оборотные средства в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной перспективе компаниям необходимо оптимизировать систему управления клиентской базой.