По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.187.62

Финансовое положение лизинговых компаний и основные тенденции развития лизингового рынка в России

Григорян Артак Ашотович канд. экон. наук, доцент кафедры финансового контроля, анализа и аудита РЭУ имени Г. В. Плеханова, Москва
Григорян Григор Ашотович канд. экон. наук, доцент кафедры финансового контроля, анализа и аудита РЭУ имени Г. В. Плеханова, Москва

В статье представлены статистические данные по рынку лизинга, финансовое положение крупнейших лизинговых компаний в России, их возможности по привлечению заемных средств на долговом публичном рынке, подходы к оценке инвестиционной привлекательности лизинговой компании и финансовые показатели, используемые с этой целью.

Литература:

1. Страховой бизнес: словарь-справочник / сост. Р. Т. Юлдашев. — М.: Анкил, 2005. — 832 с.

2. Пласкова Н. С. Совершенствование методики анализа и прогнозирования платежеспособности организации-заемщика // Аудиторские ведомости. — 2015. — № 4. — С. 57–65.

3. Донцова Л. В., Шарамко М. М. Аудит трансакционных издержек в лизинговых компаниях // Лизинг. — 2014. — № 11. — С. 47–51.

4. Казакова Н. А., Казаков А. Ю., Голубева Г. Ф. О повышении качества учетно-аналитической информации лизинговых компаний // Лизинг. — 2015 — № 4.

5. Кузьмин Ф., Дун И. Р. Оценка размера лизинговых платежей и основных условий договора // Лизинг. — 2016. — № 1. — С. 12–20.

6. Шпербер Е. Р., Малука Л. М., Боковикова Т. Н., Дун И. Р., Шпербер Д. Р. Использование лизинга в нефтедобывающих компаниях // Лизинг. — 2016. — № 1. — С. 31–41.

7. Карпова И. Ф. Лизинг в малых формах хозяйствования // Лизинг. — 2014. — № 8. — С. 18–21.

8. Ефремова Е. И. Анализ отчета о движении денежных средств в лизинговых компаниях // Лизинг. Технологии бизнеса. — 2016. — № 2. С. 42–47.

9. Бахтигозина Э. И., Соколова В. М., Курашова А. А. Имущество лизингодателя, полученное от учредителя безвозмездно: можно ли уйти от внереализационных доходов // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 11–1 (76-1). — С. 350–353.

10. Омельченко Е. Ю. Учет основных средств и его влияние на финансовую и налоговую прибыль // Журнал экономических исследований. — 2016. — Т. 2, № 11 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28853535.

11. Кривецкая Т. П., Петров А. Н. Планирование аудиторской проверки лизинговых операций // Лизинг. — 2014. — № 8 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=22022358.

Рынок лизинговых сделок, по оценкам рейтинговой компании «Эксперт РА», по состоянию на начало 2016 г. составляет свыше 3 трлн руб., что выводит его на второе место по значимости в общем финансовом рынке РФ после банковского сектора. Это притом что по итогам 2015 г. на рынке лизинга наблюдались отрицательные тенденции: совокупный рыночный портфель снизился на 4 %, а объем нового бизнеса сократился на 27 %.

В России банковский и лизинговый секторы оперируют в тесной взаимосвязи, поскольку крупнейшие игроки на рынке лизинговых услуг это компании, которые входят в банковские группы.

На отечественном рынке лизинговых услуг функционируют несколько типов компаний:

1) аффилированные с крупными банками компании, финансирующиеся в основном за счет банковских кредитов по сниженным процентным ставкам;

2) окологосударственные струк-туры;

3) независимые лизингодатели, имеющие диверсифицированные источники финансирования, в том числе облигации, банковские кредиты и внешние займы. Независимые лизинговые компании специализируются в основном на малом и среднем предпринимательстве и автолизинге;

4) кэптивные компании, входящие в состав крупных производителей транспортных средств, а также строительной и промышленной техники. Кэптив, или кэптивная компания (от англ. captive — связанный; присоединенный), — это компания, принадлежащая материнской структуре (часто какой-либо финансово-промышленной группе или концерну) и обслуживающая только ее риски [1].

Согласно данным финансовой отчетности крупных нефинансовых компаний за 2016 г., на крупнейших 85 лизинговых компаний приходится почти 0,5 трлн руб. обязательств по части финансового лизинга и свыше 1 трлн руб. обязательств по части операционного лизинга. Это составляет почти половину лизингового совокупного портфеля.

Доминирование операционного лизинга над портфелем финансового лизинга объясняется переходом многими организациями с финансового на операционный лизинг в 2015 г. с целью оптимизации расходов. Параллельно с этим примерно половина операционного лизинга приходится на авиационную отрасль. Переходя с финансового лизинга на операционный, в краткосрочном периоде лизинговые компании получают определенные выгоды, поскольку авиакомпании, наряду с арендной платой, ежемесячно осуществляют также и платежи за техническое обслуживание, что в случае финансового лизинга осуществляет сама авиакомпания. Это привлекает дополнительные оборотные средства в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной перспективе компаниям необходимо оптимизировать систему управления клиентской базой.

Для Цитирования:
Григорян Артак Ашотович, Григорян Григор Ашотович, Финансовое положение лизинговых компаний и основные тенденции развития лизингового рынка в России. Лизинг. 2018;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: