Дата поступления рукописи в редакцию: 22.10.2024.
Дата принятия рукописи в печать: 23.10.2024.
Финансовое моделирование компании подразумевает под собой создание некой абстрактной модели (системы, содержащей в себе некоторые характеристики и свойства исходного объекта/процесса, предназначенной для их исследования и анализа) ее финансовой ситуации. С точки зрения именно финансового моделирования компании модель — это непосредственно система ее показателей. При этом сами показатели могут носить как финансовый, так и нефинансовый характер. Например, численность сотрудников (если речь идет о прогнозировании не роста/снижения затрат на заработную плату, а изменений объема производства исходя из количества рабочих) или какие-либо нормы производства и т.д. Сама по себе эта модель дает ее исследователю возможность проанализировать экономическое состояние компании, определить ее сильные и слабые стороны, понять возможные пути оптимизации расходов (а также времени, производства и пр.) и роста доходов и прибыли [8].
Такие модели используются в первую очередь для прогнозирования финансовых показателей в будущем. Они позволяют делать предположения и составлять прогнозы относительно изменений оборота, выручки, прибыли и многих других показателей. Основной целью здесь является оценка изменения выбранных показателей через определенное количество времени. Список прочих целей выглядит так:
• концептуальное обоснование бизнеса. То есть взгляд на каналы доходов и расходов, объем занимаемой части рынка. Их оценка;
• прогнозирование финансовых показателей для понимания объемов выручки, прибыли в будущем. Нахождение точки безубыточности. Определение скорости окупаемости бизнеса. Обоснование затрат, поиск лишних затрат;
• анализ всевозможных внутренних и внешних процессов, как играющих основную роль для компании, так и менее значимых (в зависимости от детализации модели). При этом можно заявить, что практически не существует максимального порога детализации при моделировании процессов. Ведь при помощи математического моделирования можно учитывать даже случайные процессы и события, что в итоге позволяет создать полноценную имитационную модель компании;