По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.012 DOI:10.33920/vne-04-2404-04

Финансово-экономическое положение и особенности развития субъектов авиационной отрасли

Инна Николаевна Рыкова доктор экономических наук, руководитель Центра отраслевой экономики, ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации», Россия, 125375, г. Москва, Настасьинский переулок, д. 3, стр. 2, E-mail: rykova@nifi.ru, ORCID: 0000-0002-9171-2278
Роман Сергеевич Губанов кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра отраслевой экономики, ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации», Россия, 125375, г. Москва, Настасьинский переулок, д. 3, стр. 2, E-mail: gubanof@mail.ru, ORCID: 0000-0003-1675-8150
Андрей Александрович Алаев научный сотрудник, ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации», Россия, 125375, г. Москва, Настасьинский переулок, д. 3, стр. 2, E-mail alaev@nifi.ru, ORCID: 0000-0001-5599-2113

Актуальность проблемы обусловлена тем, что в условиях санкционного давления и ограничения движения авиатранспортных средств в международном воздушном пространстве возникают пробелы в непрерывности функционирования субъектов авиационной отрасли России, создаются барьеры на пути получения и максимизации прибыли. Цель исследования — проанализировать финансово-экономическое положение субъектов авиационной промышленности и определить условия их дальнейшего развития. Материалы и методы исследования: используемые при написании статьи системный подход и ситуационный анализ базировались на обработке ресурсов информационно-поисковых систем «ГАРАНТ» и «Консультант Плюс». Применение абстракции, группировки и рядов динамики выручки, себестоимости и прибыли крупнейших авиакомпаний России позволило выявить приоритеты и причины финансового упадка лидеров национального авиарынка. В результате анализа показателей транспортной работы и самолетного парка российской авиатранспортной системы установлены причины и возможности обеспечения доступности авиационных перевозок за счет реализации мер государственной поддержки, включая субсидирование перевозок граждан, развитие региональных перевозок. В статье приводятся факты по итогам анализа Комплексной программы текущего состояния и развития авиационной отрасли РФ до 2030 года, среди которых важное внимание уделено необходимости достижения плавного снижения численности самолетного парка иностранного производства. В статье отражено, что приоритетными факторами, влияющими на определение потребительского выбора на авиарынке, служат эффективные бортовые технологии, сетевые маршрутные предложения и различные программы лояльности для постоянных заказчиков пассажирских услуг. Авторами статьи выявлены причины упадка компании ПАО «Аэрофлот», испытывающей финансовые затруднения и риск возникновения убытков. Определены направления дальнейшего развития крупнейших авиакомпаний России с учетом точечных мер субсидирования и усовершенствования мер государственной поддержки субъектов российского авиабизнеса.

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 25.12.2013 № 1242 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети» (с изменениями и дополнениями) // Ведомости [Электронный ресурс]. — URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/11/09/1004846-rosaviatsiya-videlit-na-mezhregionalnie-aviaperevozki (дата обращения: 21.02.2024)

2. Постановление Правительства РФ от 27.04.2022 № 761 «Об утверждении Правил предоставления в 2022 году субсидий из федерального бюджета российским авиакомпаниям для возмещения операционных расходов на осуществление перевозок по внутренним воздушным линиям в условиях внешнего санкционного воздействия» // Гарант [Электронный ресурс]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404458682/ (дата обращения: 21.02.2024)

3. Распоряжение Правительства РФ от 25.06.2022 № 1693-р «Об утверждении Комплексной программы развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года» // Гарант [Электронный ресурс]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404798711/ (дата обращения: 11.02.2024)

4. Бычкова, А. А. Имитационное моделирование рисков авиатранспорта при воздействии санкций на Россию // Вестник университета. — 2023. — № 6. — С. 19–28

5. Лысенко, Д. В., Акгюн, Л. Проблемы развития авиакомпаний на основании анализа их бухгалтерской отчетности // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. — 2021. — Т. 18. — № 3. — С. 130–138

6. Раммо, Г.С. Особенности формирования и стимулирования инновационной деятельности предприятий авиастроения // Вестник евразийской науки. — 2023. — Т. 15. — № s2 [Электронный ресурс]. — URL: https://esj.today/PDF/14FAVN223.pdf (дата обращения: 22.02.2024)

7. Группа «Аэрофлот». Презентация для инвесторов. Конференция Smart-Lab 2023 // Авиакомпания «Аэрофлот» [Электронный ресурс]. — URL: https://ir.aeroflot.ru/fileadmin/user_upload/files/rus/presentations/2023/2023_10_28_Smart-Lab.pdf (дата обращения: 10.02.2024)

8. Итоги работы гражданской авиации РФ в 2023 году // Жуковские вести [Электронный ресурс]. — URL: https://www.zhukvesti.ru/articles/detail/57052/ (дата обращения: 31.01.2024)

9. Как вырос пассажиропоток российских авиакомпаний. Инфографика [Электронный ресурс]. — URL: https://dzen.ru/a/ZKsbPGsqATvdrwKQ (дата обращения: 31.01.2024)

10. Крупнейшие аэропорты России отчитались о росте прибыли на фоне санкций // РБК [Электронный ресурс]. — URL: https://www.rbc.ru/business/23/05/2023/646b4baf9a7947e65a6575ed (дата обращения: 21.02.2023)

11. Медиарейтинг авиакомпаний 2023 год // SCAN [Электронный ресурс]. — URL: https://scan-interfax.ru/ratings/mediareiting-aviakompanii-2023-god/ (дата обращения: 22.02.2024)

12. Росавиация выделит на межрегиональные авиаперевозки в 2024 году 8,1 млрд рублей // Ведомости [Электронный ресурс]. — URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/11/09/1004846-rosaviatsiya-videlit-na-mezhregionalnie-aviaperevozki (дата обращения: 21.02.2024)

13. Основные финансовые показатели 15 крупнейших авиакомпаний РФ за 2022 г. // PRO.FINANSY [Электронный ресурс]. — URL: https://lenta.profinansy.ru/news/1767864 (дата обращения: 24.02.2023)

14. Top 20 best airlines in the world 2024 // Victor Mochere [Электронный ресурс]. — URL: https://victormochere.com/top-20-best-airlines-in-the-world (дата обращения: 24.02.2024)

15. В проект бюджета заложены 53,6 млрд рублей субсидий авиакомпаниям на 2023 год // Интерфакс [Электронный ресурс]. — URL: https://www.interfax.ru/business/865405 (дата обращения: 21.02.2024)

16. Крупнейшие авиакомпании России получили рекордную прибыль на фоне санкций // РБК [Электронный ресурс]. — URL: https://www.rbc.ru/business/23/04/2023/6442b1969a794764554a9a5d (дата обращения: 21.02.2024)

1. Vedomosti (2013). Decree of the Government of the Russia dated December 25, 2013 No. 1242 On the provision of subsidies from the federal budget to air transport organizations for the implementation of regional air transportation of passengers on the territory of the Russian Federation and the formation of a regional route network (with amendments and additions). — Available at: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/11/09/1004846-rosaviatsiya-videlit-na-mezhregionalnie-aviaperevozki (accessed: 21.02.2024). (In Russian)

2. Garant (2022). Decree of the Government of the Russia dated April 27, 2022 No. 761 On approval of the Rules for the provision of subsidies from the federal budget to Russian airlines in 2022 to reimburse operating costs for transportation on domestic air routes under conditions of external sanctions. — Available at: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404458682/ (accessed: 21.02.2024). (In Russian)

3. Garant (2022). Order of the Government of the Russia dated June 25, 2022 No. 1693-r On approval of the Comprehensive Program for the Development of the Air Transport Industry of the Russian Federation until 2030. — Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404798711/ (accessed: 11.02.2024). (In Russian)

4. Bychkova, A. A. (2023). Imitatsionnoe modelirovanie riskov aviatransporta pri vozdeistvii sanktsii na Rossiiu [Simulation modeling of air transport risks under the influence of sanctions on Russia]. Vestnik universiteta [Bulletin of the University]. No. 6, pp. 19–28. (In Russian)

5. Lysenko, D. V., Akgyun, L. (2021). Problemy razvitiia aviakompanii na osnovanii analiza ikh bukhgalterskoi otchetnosti [Problems of development of airlines based on the analysis of their financial statements]. Vestnik REU im. G. V. Plekhanova. Vol. 18, no. 3, pp. 130–138. (In Russian)

6. Rammo, G.S. (2023). Features of the formation and stimulation of innovative activities of aircraft manufacturing enterprises [Osobennosti formirovaniia i stimulirovaniia innovatsionnoi deiatel’nosti predpriiatii aviastroeniia]. Vestnik evraziiskoi nauki [Bulletin of Eurasian Science]. Vol. 15, no. s2. — Available at: https://esj.today/PDF/14FAVN223.pdf (accessed: 22.02.2024). (In Russian)

7. Aeroflot Airlines (2023). Aeroflot Group. Presentation for investors. Conference Smart-Lab 2023. — Available at: https://ir.aeroflot.ru/fileadmin/user_upload/files/rus/presentations/2023/2023_10_28_Smart-Lab. pdf (accessed: 10.02.2024). (In Russian)

8. Zhukovsky News (2024). Results of the work of civil aviation of the Russian Federation in 2023. — Available at: https://www.zhukvesti.ru/articles/detail/57052/ (accessed: 31.01.2024). (In Russian)

9. How the passenger traffic of Russian airlines has grown. Infographics. — Available at: https://dzen.ru/a/ ZKsbPGsqATvdrwKQ (accessed: 31.01.2024). (In Russian)

10. RBC (2023). The Largest Airports in Russia reported an increase in profits against the backdrop of sanctions. — Available at: https://www.rbc.ru/business/23/05/2023/646b4baf9a7947e65a6575ed (accessed: 21.02.2023). (In Russian)

11. SCAN (2023). Airline Media Rating 2023. — Available at: https://scan-interfax.ru/ratings/mediareiting-aviakompanii-2023-god/ (accessed: 22.02.2024). (In Russian)

12. Vedomosti (2023). Rosaviatsia will allocate 8.1 billion rubles for Interregional Air Transportation in 2024. — Available at: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/11/09/1004846-rosaviatsiya-videlit-na-mezhregionalnie-aviaperevozki (accessed: 21.02.2024). (In Russian)

13. PRO.FINANSY (2023). Table: Main Financial Indicators of the 15 Largest Airlines in the Russian Federation for 2022. — Available at: https://lenta.profinansy.ru/news/1767864 (accessed: 24.02.2023). (In Russian)

14. Victor Mochere (2023). Top 20 Best Airlines in the World in 2024. — Available at: https://victormochere.com/ru/top-20-best-airlines-in-the-world (accessed: 24.02.2024). (In Russian)

15. Interfax (2022). The draft budget includes 53.6 billion rubles of subsidies to airlines for 2023. — Available at: https://www.interfax.ru/business/865405 (accessed: 21.02.2024). (In Russian)

16. RBC (2023). Russia’s largest airlines received record profits amid sanctions. — Available at: https://www.rbc.ru/business/23/04/2023/6442b1969a794764554a9a5d (accessed: 21.02.2024)

Дата поступления рукописи в редакцию: 26.02.2024

Дата принятия рукописи в печать: 21.03.2024

Авиационная промышленность Российской Федерации — ведущая высокотехнологичная отрасль, применяющая в своей деятельности результаты новых достижений в области научного и технического прогресса, что сопровождается внедрением цифровых технологий с учетом активной инвестиционной политики.

Анализ Комплексной программы текущего состояния и развития авиационной отрасли РФ до 2030 года свидетельствует о следующих фактах:

1. Согласование спроса на провозные мощности в российской авиатранспортной системе и предложения провозных мощностей удовлетворительное.

2. Удовлетворительное согласование обеспечивается при условиях выдерживания запланированного графика поставок новых российских воздушных судов.

3. Обеспечение ежегодных налетов вновь поступающих в эксплуатацию воздушных судов на уровне действующего парка.

4. Обеспечение плавного снижения численности самолетного парка иностранного производства.

5. Сохранение в эксплуатации до конца планового периода действующего парка воздушных судов отечественного производства.

6. Выдерживание программной динамики объема перевозок.

Ключевая цель модернизации самолетного парка российской авиатранспортной системы и развития транспортной системы РФ — синхронизация прогнозных показателей деятельности авиатранспорта и авиапрома [3].

В соответствии с Комплексной программой развития авиационной отрасли России до 2030 года своевременный анализ и мониторинг рынка услуг авиаотрасли позволит предотвратить нежелательные сдвиги в структуре прибыли и операционных доходов российских авиакомпаний, повысив их конкурентные преимущества на основе оперативного вмешательства в стратегию развития авиабизнеса. Данные мероприятия будут направлены на повышение в 2024 г. общего пассажиропотока до 104 млн чел. (+9 % к 2023 г.).

Объем перевозок на международных воздушных линиях (далее — МВЛ) сократился за 2021–2023 гг. на 3 млн человек, или на 12,5 %.

Для Цитирования:
Инна Николаевна Рыкова, Роман Сергеевич Губанов, Андрей Александрович Алаев, Финансово-экономическое положение и особенности развития субъектов авиационной отрасли. Международная экономика. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: