С каждым годом идет бурное развитие финансовых услуг, способы и особенности их оказания. Вместе с тем совершенствуются риски и угрозы, генерируются новые технические, технологические и цифровые опасности, которые ранее невозможно было обнаружить и предотвратить.
На сегодняшний день защита прав потребителей финансовых услуг требует создания современной законодательной базы, поскольку в правовых актах не выделяются вопросы конкретно данной проблематики. Не учитываются в полной мере особенности и требования к оказанию финансовых услуг. Причиной этому служит не только несоответствие международным стандартам, но и финансовая необразованность. Это проявляется как в выборе финансовых услуг, не соответствующих возможностям, так и в их некачественном предоставлении.
Для начала большинство россиян (51%, по данным Национального агентства финансовых исследований) [13] относятся с недоверием к финансовым институтам. В то же время под давлением рекламы многие переоценивают свои возможности, впоследствии попадая в разряд обманутых дольщиков и вкладчиков. Также довольно частым явлением является разрыв в уровнях компетенции между поставщиками и потребителями розничных финансовых услуг: когда одни обладают достаточно высоким уровнем знаний, а другие не знают абсолютно ничего.
Решением этой проблемы послужили региональная сеть информирования и консультирования населения, действующий около 20 лет закон о защите прав потребителей. Однако все равно ощущается недостаток внимания к организации и ресурсному обеспечению защиты прав потребителей на финансовых рынках. С 2011 г. реализуется проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» Министерства финансов РФ и Всемирного банка.
Монопольное положение по защите прав потребителей занимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которой в 2004 г. передали полномочия еще трех федеральных органов исполнительной власти по контролю и надзору в сфере финансовых услуг. В 2012 г. Роспотребнадзор перешел в непосредственное подчинение Правительству РФ и занялся разработкой нормативно-правового регулирования и реализацией государственной политики. В целом созданная нормативно-правовая система обладает достаточными основаниями для эффективного выполнения возложенных на Роспотребнадзор функций. Но при осуществлении таких законопроектов, как «О потребительском кредитовании», «О банкротстве физических лиц», «О финансовом уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» и др., российское законодательство отстает от быстро развивающегося и не всегда регулируемого финансового рынка.