Финансовая политика предприятия (ФПП) должна быть направлена на достижение стратегических целей и оперативных задач, определяемых, как правило, учредительными документами (уставом). Целями ФПП могут быть укрепление положения на рынке, увеличение объема продаж, размера прибыли и рентабельности активов, рост собственного капитала, стабилизация платежеспособности и повышение ликвидности1 .
Финансовая политика – главная составляющая процесса управления финансами предприятия и его денежными потоками. Направления ФПП устанавливают собственники предприятия (государство, акционеры, учредители). Для решения задач ФПП должна быть создана система управления финансами, включающая подразделения предприятия, взаимодействующие между собой с помощью отлаженной системы документооборота, должностных инструкций и положений.
Цель разработки ФПП – построить эффективную систему управления денежными средствами и финансовыми потоками, направленную на достижение стратегических и оперативных целей, которые для каждого хозяйствующего субъекта индивидуальны.
Так, ими могут быть политика использования прибыли, порядок и размеры выплаты дивидендов, при этом необходимо соблюдать баланс интересов предприятия и государства. Предприятия должны учитывать экономические условия, сложившиеся в субъекте федерации, уровень инфляции, налоговую политику государства. Таким образом, в ВПП нужно учитывать не только указанные аспекты, но и регулирование издержек обращения и производства, возможности увеличения объемов продаж и диверсификации бизнеса, а также увеличения имущества предприятия, которые отражают в финансовом, налоговом и управленческом типах учета. Перечисленные факторы ФПП управляются с помощью методов, сформированных на основе мировой практики, их совокупность составляет систему управления финансами предприятия.
В настоящее время большинство предприятий применяет реактивную форму управления финансами. Она нацелена, как правило, на решение текущих (возникающих) проблем, когда решения принимаются без учета долгосрочных задач, и может привести к ошибочной расстановке приоритетов. Кроме того, подобная форма управления рождает ряд противоречий между рентабельностью собственного производства и рентабельностью финансовых рынков, фискальными интересами государства и интересами предприятия; ценой денег и рентабельностью производства; интересами производственных подразделений и финансово-экономических служб и т. д.