По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.717

Финансовая политика предприятия: методы построения

Н. Ю. Иванова Российский университет дружбы народов, 117997, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6, e-mail: ivanova_nyu@pfur.ru

Долгосрочная финансовая политика охватывает весь жизненный цикл предприятия или инвестиционного проекта, который делится на множество краткосрочных периодов, равных по длительности одному финансовому году. По итогам финансового года производится окончательное определение финансового результата деятельности предприятия, распределение прибыли, расчеты по налогам, составление финансовой отчетности. Автор статьи анализирует практику и теорию данного вопроса, дает свои рекомендации по нему

Финансовая политика предприятия (ФПП) должна быть направлена на достижение стратегических целей и оперативных задач, определяемых, как правило, учредительными документами (уставом). Целями ФПП могут быть укрепление положения на рынке, увеличение объема продаж, размера прибыли и рентабельности активов, рост собственного капитала, стабилизация платежеспособности и повышение ликвидности1 .

Финансовая политика – главная составляющая процесса управления финансами предприятия и его денежными потоками. Направления ФПП устанавливают собственники предприятия (государство, акционеры, учредители). Для решения задач ФПП должна быть создана система управления финансами, включающая подразделения предприятия, взаимодействующие между собой с помощью отлаженной системы документооборота, должностных инструкций и положений.

Цель разработки ФПП – построить эффективную систему управления денежными средствами и финансовыми потоками, направленную на достижение стратегических и оперативных целей, которые для каждого хозяйствующего субъекта индивидуальны.

Так, ими могут быть политика использования прибыли, порядок и размеры выплаты дивидендов, при этом необходимо соблюдать баланс интересов предприятия и государства. Предприятия должны учитывать экономические условия, сложившиеся в субъекте федерации, уровень инфляции, налоговую политику государства. Таким образом, в ВПП нужно учитывать не только указанные аспекты, но и регулирование издержек обращения и производства, возможности увеличения объемов продаж и диверсификации бизнеса, а также увеличения имущества предприятия, которые отражают в финансовом, налоговом и управленческом типах учета. Перечисленные факторы ФПП управляются с помощью методов, сформированных на основе мировой практики, их совокупность составляет систему управления финансами предприятия.

В настоящее время большинство предприятий применяет реактивную форму управления финансами. Она нацелена, как правило, на решение текущих (возникающих) проблем, когда решения принимаются без учета долгосрочных задач, и может привести к ошибочной расстановке приоритетов. Кроме того, подобная форма управления рождает ряд противоречий между рентабельностью собственного производства и рентабельностью финансовых рынков, фискальными интересами государства и интересами предприятия; ценой денег и рентабельностью производства; интересами производственных подразделений и финансово-экономических служб и т. д.

Для Цитирования:
Н. Ю. Иванова, Финансовая политика предприятия: методы построения. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2018;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: