Регулирование финансовых взаимоотношений является весьма специфической областью, поскольку предполагает использование правовых инструментов рекомендательно-разъяснительного характера, задающего логику понимания норм действующего финансового законодательства.
Правовой режим финансирования образования требует более детальной регламентации финансовых взаимоотношений, что определяет обеспечение известной гибкости между уровнями управления, оперативное реагирование на изменения в экономике и адаптацию новых финансовых механизмов на практике1 .
Продолжающееся реформирование образовательных отношений происходит одновременно с совершенствованием бюджетного процесса, что оказывает влияние на финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования. Важное значение имеет практика организации стратегического программно-целевого управления образованием. Опыт реализации целевых программ в сфере развития образования показал относительную их эффективность в деле укрепления единства культурного и образовательного пространства.
Реформа в области высшего образования проводится под девизом кардинальной количественной оптимизации учебных заведений, а также изменения порядка и условий финансирования вузов путем оказания бюджетной поддержки наиболее перспективным2 . Как полагает М.Ю. Петров, государственная финансовая политика в сфере высшего образования в Российской Федерации должна быть направлена на обеспечение баланса публичного и частного интереса в этой сфере3 . В этом аспекте государство, с одной стороны, должно создать необходимые условия для поступательного развития образовательных организаций, обеспечив необходимыми для этого ресурсами, а с другой — способствовать эффективному расходованию бюджетных средств, выделяемых на сферу образования.
В этих условиях важное значение приобретает ориентация образовательных организаций на развитие финансовой самостоятельности, что требует наличия необходимой финансовой стратегии по привлечению дополнительных финансовых ресурсов.