По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.014.53

Философско-педагогическое осмысление ценности образования в XXI веке

Турбовской Яков Семенович доктор педагогических наук, профессор, заместитель руководителя лаборатории теоретической педагогики и философии образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», Россия, 105062, Москва, ул. Макаренко, д. 5/16. E-mail: jakov@psk-net.ru

Автор отстаивает позицию, согласно которой образование выступает как одна из наивысших ценностей общества. В статье осмысливаются реформы образования, связанные с проведением ЕГЭ и иными формализованными процедурами оценивания знаний. Доказывается первостепенная важность содержания образования, которая не может быть заменена структурными обновлениями. Показано, что образование есть наиболее эффективный фактор целенаправленного формирования будущего.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями 2018 года). — URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru.

2. Смирнов И.П. Педагогика: опережение или торопливость? // Профессиональное образование. Столица. — 2015. — № 7.

3. Турбовской Я.С. Взаимодействие педагогической науки и системы отечественного образования как управляемый процесс. — М., 2012.

4. Турбовской Я.С. Наука от практики отрываться не может // Известия. — 2016. — № 4.

Теперь я понимаю: консерватором человека делают не прекращаемые инновационные преобразования. Самые последние из них — весьма радикальные — произошли в системе образования в связи с разделением Министерства образования и науки на два — Министерство науки и высшего образования и Министерство просвещения. Со структурной точки зрения все продумано достаточно хорошо. Однако остается не проясненным единственный вопрос — насколько продуктивно разнесение образования разных уровней по различным ведомствам и, соответственно, сохранится ли преемственность ступеней образования при такой системе? И как следствие — не утратится ли ценность образования как такового?

Конечно, заниматься бесконечным критиканством абсолютно непродуктивно — необходимо ответственно думать и искать решения, проистекающие из наших возможностей, нашей культуры и нашего творческого потенциала. И, конечно, тенденций, определяющих развитие не только образования, но и мира в ХХI веке. А такая постановка проблемы заставляет видеть в самом образовании основной источник целенаправленного формирования будущего страны, ни при каких условиях не допускающего игнорирования мира ценностей, вносимых образованием в социум и тем самым способствующих его действительно преобразующему развитию и обеспечению исторически востребованной конкурентоспособности.

Из данного утверждения нетрудно понять, что образование фактом своего существования привносит в реальную действительность некую совокупность ничем другим не заменяемых ценностей, не только не зависимых от социума, а, наоборот, тотально преобразующих его. И чем мы социально ответственнее осознаем фундаментально преобразующую значимость ценностей образования, привносимых в реальную действительность, тем значимее будет результат востребованного временем поступательного развития нашей страны.

Ведь только образование способно столь существенно влиять на каждого из вступающих поколений, обеспечивая возможность решения такой судьбоносной проблемы, как творческая самореализация личности, и только образование как неиссякаемый источник ни с чем не сопоставимой по социальной значимости энергии призвано и способно обеспечивать исторически востребуемый уровень развития государства и общества. И с этими привносимыми только образованием в жизнь общества ценностями нельзя не считаться. Однако именно реальная действительность заставляет усомниться в том, что веками было фундаментально несомненным: образование — самая значимая и исторически необходимая человечеству социальная ценность. И нам жизненно необходимо ответить на вопрос, неожиданно ставший судьбоносно значимым: «Сегодня — это прожитое вчера или неизбежное завтра?»

Для Цитирования:
Турбовской Яков Семенович, Философско-педагогическое осмысление ценности образования в XXI веке. Ученый совет. 2018;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: