По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 821.161.1 DOI:10.33920/nik-01-2502-01

Философско-историческая концепция Юрия Буйды в романе «Сады Виверны»

Прохорова Татьяна Геннадьевна ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», Россия, 424000, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, пл. им. В.И. Ленина, д. 1, E-mail: tatprohorova@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-9573-1345

Предметом изучения в статье является своеобразие философско-исторической концепции современного российского писателя Юрия Буйды, чье творчество отличает богатство интертекстуальных связей, сопровождающих его размышления о судьбе человека в истории, о соотношении вечного и современного. Основным материалом анализа является репрезентативный в этом отношении роман «Сады Виверны» (2021), не получивший пока осмысления в литературоведческих работах. Научная новизна исследования определяется как избранным аспектом изучения, так и литературным материалом. В романе «Сады Виверны» отражена характерная для Ю. Буйды жанровая тенденция — построение крупного эпического произведения как цикла рассказов. В ходе анализа наиболее детально рассматривается заключительная новелла — «Урщух», особенно показательная в плане выявления авторской философии истории. Прояснение философско-исторической концепции осуществляется через анализ сквозных мотивов, объединяющих три части романа в единое целое, выявление культурного подтекста, принципов воссоздания переломной эпохи в России 1900–1920-х гг. Основное внимание в статье уделено функционированию амбивалентных мотивов Эроса, садов Виверны, взаимодействию аполлонического и дионисийского начал, интерпретации христианской легенды о Георгии Победоносце. Выявлены следы влияния на писателя экзистенциалистской философии истории и полемика с ней. В целом философско-исторические взгляды Ю. Буйды основаны на христианских ценностях, побуждающих верить в бессмертие и в силу человеческого духа. Они и определяют вектор усилий личности в противостоянии злу, какие бы формы оно ни принимало.

Литература:

1. Аверинцев С.С. Георгий Победоносец // Мифология. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. — 4-е изд. — М.: Большая российская энциклопедия, 1998. — С. 145–146.

2. Ащеулова И.В. Проблема должного в «псевдоисторической» постмодернистской прозе (Саша Соколов, В. Шаров, Ю. Буйда и В. Пьецух) // Русская литература в ХХ веке: имена, проблемы, культурный диалог. — Томск: Изд. Томск. ун-та, 2006. — Вып. 8. — С. 111–132.

3. Безрукавая М.В. Творчество Ю. Буйды как литературный проект // Язык и культура (Новосибирск). — 2015. — № 16. — С. 100–105 [Электронный ресурс]. — URL. https:// cyberleninka.ru/article/n/tvorchestvo-yu-buydy-kak-literaturnyy-proekt/viewer (дата обращения: 01.01.2025).

4. Буйда Ю.В. Сады Виверны. — М.: АСТ, 2021. — 377 с.

5. Буйда Ю.В. Самозванец и самозванство // Офиц. сайт Юрия Буйды [Электронный ресурс]. — URL: http://buida.ru/blog/samozvanec-i-samozvanstvo/ (дата обращения: 01.01.2025).

6. Буйда Ю.В. «Мужчины делают историю, женщины ее сохраняют» / Инт. с Ю. Буйдой. — 2021. — 26 февр. [Электронный ресурс]. — URL: https://book24.ru/blog/6150101/ (дата обращения: 01.01.2025).

7. Гулиус Н.С. Интерпретация мировой истории в романе Ю. Буйды «Ермо» // Русская литература в ХХ веке: имена, проблемы, культурный диалог. — Томск: ТГУ, 2005. — № 7. — С. 219–234 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interpretatsiya-mirovoy-istorii-v-romane-yu-buydy-ermo/viewer (дата обращения: 01.01.2025).

8. Куриленко М.В. Проза Юрия Буйды: мифопоэтика, циклизация, мотивика: автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Пермь, 2024. — 24 с.

9. Прохорова Т.Г. От мифологизации образа к мифологизации исторического события (на материале «Повести о крылатой Либерии» Ю. Буйды) // Филология и культура. — 2018. — № 1. — С. 205–210.

10. Прохорова Т.Г. Метарефлексивный диалог с Ф.М. Достоевским в малой прозе Юрия Буйды // Вестник Том. гос. ун-та. Филология. — 2014. — № 6 (32). — C. 137–150.

11. Прохорова Т.Г. Внутренний сюжет цикла Ю.В. Буйды «Осорьинские хроники»: к вопросу о диалоге с Достоевским // Ученые записки Казанского ун-та. Гуманитарные науки. — 2015. — Т. 157. — Кн. 2. — С. 200–214.

12. Соловьев Э. Экзистенциализм (историко-критический очерк) [Электронный ресурс]. — URL: https://scepsis.net/library/id_2660.html (дата обращения: 01.01.2025).

13. Ясперс К. Истоки истории и ее цель: в 2 вып. — М.: ИНИОН, 1991. — Вып. 2. — 215 с.

1. Averincev S.S. Georgij Pobedonosec // Mifologiya. Bol’shoj enciklopedicheskij slovar’ / Gl. red. E.M. Meletinskij. 4-e izd. M.: Bol’shaya Rossijskaya enciklopediya, 1998. S. 145–146.

2. Ashcheulova I.V. Problema dolzhnogo v “psevdoistoricheskoj” postmodernistskoj proze (Sasha Sokolov, V. Sharov, Yu. Bujda i V. P’ecuh) // Russkaya literatura v ХХ veke: imena, problemy, kul'turnyj dialog. Tomsk: Izd. Tomsk. un-ta, 2006. Vyp. 8. S. 111–132.

3. Bezrukavaya M.V. Tvorchestvo Yu. Bujdy kak literaturnyj proekt // Yazyk i kul'tura (Novosibirsk). 2015. № 16. S. 100–105. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorchestvo-yu-buydy-kak-literaturnyy-proekt/viewer (data obrashcheniya 08.02.2025).

4. Bujda Yu.V. Sady Viverny. M.: Izd. AST: Redakciya Eleny Shubinoj, 2021. 377 s.

5. Bujda Yu.V. Samozvanec i samozvanstvo // Ofic. sajt Yuriya Bujdy. URL: http://buida.ru/blog/samozvanec-i-samozvanstvo/.

6. Bujda Yu.V. “Muzhchiny delayut istoriyu, zhenshchiny eyo sohranyayut”. Interv’yu s Yu. Bujdoj. 2021. 26 fevr. URL: https://book24.ru/blog/6150101/.

7. Gulius N.S. Interpretaciya mirovoj istorii v romane Yu. Bujdy “Ermo” // Russkaya literatura v XX veke: imena, problemy, kul’turnyj dialog. Tomsk: TGU, 2005. № 7. S. 219–234. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/interpretatsiya-mirovoy-istorii-v-romane-yu-buydy-ermo/viewer.

8. Kurilenko M.V. Proza Yuriya Bujdy: mifopoetika, ciklizaciya, motivika: dis. ... kand. filol. nauk. Perm’, 2024. 182 s.

9. Prohorova T.G. Ot mifologizacii obraza k mifologizacii istoricheskogo sobytiya (na materiale “Povesti o krylatoj Liberii” Yu. Bujdy) // Filologiya i kul’tura. 2018. № 1. S. 205–210.

10. Prohorova T.G. Metarefleksivnyj dialog s F.M. Dostoevskim v maloj proze Yuriya Bujdy // Vestnnk Tom. gos. un-ta. Filologiya. 2014. № 6 (32). S. 137–150.

11. Prohorova T.G. Vnutrennij syuzhet cikla Yu.V. Bujdy “Osor’inskie hroniki”: k voprosu o dialoge s Dostoevskim // Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2015. T. 157. Kn. 2. S. 200–214.

12. Solov’ev E. Ekzistencializm (istoriko-kriticheskij ocherk). URL: https://scepsis.net/library/id_2660.html.

13. Yaspers K. Istoki istorii i eyo cel’: v 2 vyp. M.: INION, 1991. Vyp. 2. 215 s.

Статья поступила 30.01.2025.

Творчество современного писателя Юрия Буйды отличает сложное переплетение исторически достоверного и мифологического, автобиографического и фантасмагоричного. Исследователи не раз обращали внимание на эту особенность авторского мировидения [2; 3; 7–9], но объясняли ее природу по-разному. Так, И.В. Ащеулова рассматривает прозу Ю. Буйды 1990-х гг. в рамках постмодернистской «псевдоисторической» прозы [2]. М.В. Безрукавая, напротив, справедливо подчеркивает, что в произведениях Ю. Буйды «всегда присутствует историческое время с его неповторимыми приметами. Даже в мифологизации времени и пространства <...> хронотоп повествования не отрывается от конкретных периодов дореволюционной, советской и постсоветской истории» [3]. М.В. Куриленко в своей кандидатской диссертации, стремясь дать системное описание художественного мира Юрия Буйды, утверждает, что этот мир «зиждется на авторском мифе», соединяющем «архаические модели, культурную мифологию и биографические реалии» [8, с. 18]. При этом М.В. Куриленко обращает внимание и на то, что во многих произведениях писателя обыгрывается сюжет «вечного возвращения», и объясняет это авторским восприятием русской истории как «бесконечного повтора» [8, c. 85].

Мы полагаем, что в творчестве Буйды, в том числе и в его произведениях 1990-х гг., выражено не только и даже не столько следование, сколько противодействие тотальной постмодернистской деконструкции и симулятивности. Интерпретируя мифологические образы и сюжеты, писатель наполняет их гуманистическим содержанием. Художественное осмысление фактов и реальных событий в прозе Буйды неизменно связано с философскими размышлениями о судьбе человека в истории, о связи прошлого, настоящего и будущего, а многочисленные культурные аллюзии служат в его произведениях средством выявления соотношения вечного и современного. Все это придает его произведениям актуальность, к каким бы отдаленным эпохам он ни обращался. Характеризуя позицию Буйды, можно вспомнить слова К. Ясперса из его работы «Истоки истории и ее цель»: «вечное настоящее становится <...> достоверным в его историческом образе» [13, с. 193].

Для Цитирования:
Прохорова Татьяна Геннадьевна, Философско-историческая концепция Юрия Буйды в романе «Сады Виверны». Вопросы культурологии. 2025;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: