По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2 DOI:10.33920/nik-01-2111-01

Философский аспект культурологического изучения кино*

Хренов Николай Андреевич ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации», Россия, 125009, Москва, Козицкий пер., д. 5, E-mail: nihrenov@mail.ru, ORCID: 0000-0002-6890-7894
Хренов Андрей Николаевич ФГБОУ ДПО «Академия медиаиндустрии» (ИПК работников ТВ и РВ), Россия, 127521, Москва, ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2, E-mail: kinopravda68@gmail.com, ORCID: 0000-0002-6368-4601

Статья ставит вопрос о разработке отдельного направления в науке о кино — философии кино. Опыт авторского кино, связанный с активизацией философских подтекстов в фильмах, и его связью с такими течениями, как философия жизни, экзистенциализм, постмодернизм и т.д., диктует необходимость в разработке такого направления. В статье выделяются конкретные проблемы кинематографа, требующие философского исследования. Это, во-первых, проблема кинематографического опыта, которую авторы анализируют, обсуждая коллективную монографию «Кинематографический опыт. История — теория — практика», выпущенную петербургскими философами. Во-вторых, это специфика кинематографического времени, при осмыслении которой авторы обращаются к концепциям А. Бергсона, М. Хайдеггера и Ж. Делеза. В-третьих, в статье ставится вопрос о телесности, этой актуальной сегодня философской проблеме, — здесь она обсуждается применительно к кино. Вторжение технологий в коммуникацию кино с массовой аудиторией заметно разрушает существующую связь между рациональным и чувственным, духовным и телесным началами в мышлении и в восприятии искусства.

Литература:

1. Балаш Б. Культура кино. — Л-М.: Государственное издательство, 1925. — С. 10.

2. Бордвел Д. Поэтика кино // Киноведческие записки. — 2012. — № 100/101.

3. Вейцман Е. Очерки философии кино. — М.: Искусство, 1978. — 232 с.

4. Гайденко П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. — М.: Прогресс-Традиция, 2006. — 464 с.

5. Гармс Р. Философия фильма. — Ленинград: Academia, 1927.

6. Делез Ж. Кино. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. — 560 с.

7. Жабский М. Социология кино. — М.: Канон-Плюс, 2020. — 511 с.: ил., табл.

8. Зедльмайр Х. Искусство и истина. О теории и методе истории искусства. — М., 1999. — С. 246.

9. Иванов Вяч.Вс. Эстетика Эйзенштейна // Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том 1. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. — С. 143–371, 912.

10. Из истории французской киномысли. — М.: Искусство, 1988. — С. 272.

11. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. — Санкт-Петербург: Университетская книга, 1997. — 447 с.

12. Кинематографический опыт. История — теория — практика / Коллективная монография. — Санкт-Петербург: Издательство «Порядок слов», 2020. — 360 с.

13. Кошут Д. Искусство после философии // Искусствознание. — 2001. — № 1. — С. 545.

14. Левшина И. О предмете социологии искусства. (К проблеме взаимоотношений социологии и искусствознания) // Вопросы социологии искусства. Теоретические и методологические проблемы. — М., 1979. — С. 33–57.

15. Линцбах Я. Принципы философского языка. — Пг., 1916.

16. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. — Таллин: Издательство «Ээсти Раамат», 1973. — 136 с.

17. Мерло-Понти М. Кино и новая психология // Киноведческие записки. — 1992. — № 16. — С. 13–23.

18. Пазолини П.П. Поэтическое кино // Строение фильма. — М.: Радуга, 1985. — С. 45–66.

19. Поликарпова Д. Кинематографический опыт без зрителя: философия кино как философия кинематографической чувственности // Кинематографический опыт: История, теория, практика. — СПб., 2020. — С. 161.

20. Поэтика кино / Под редакцией Б. Эйхенбаума. — М.-Л., 1927.

21. Поэтика кино. Теоретические работы 1920-х годов. — М.: Академический проект. 2016. — 497 с.

22. Сидоров А. Телесность в кинематографическом опыте: случай Б. Балаша // Кинематографический опыт. История — теория — практика / Коллективная монография. — Санкт-Петербург: Издательство «Порядок слов», 2020. — C. 54.

23. Соколов В. Киноведение как наука. — М., 2010.

24. Хренов Н.А. Виртуальная реальность в художественных и нехудожественных проявлениях: ее предыстория и история // Наука телевидения и экранных искусств. Научный альманах. — Выпуск 14. — М., 2018. — С. 35.

25. Хренов Н. Проект семиотики кино спустя несколько десятилетий: интерпретация теоретического наследия С. М. Эйзенштейна Вяч. Вс. Ивановым // Культура и искусство. — 2014. — № 6.

26. Хренов Н. Современное искусствознание как гуманитарная наука в ситуации культурологического поворота // Вестник ВГИКа. — 2019. — № 1-4; 2020. — № 1–2.

27. Цивьян Ю. Историческая рецепция кино: Кинематограф в России. 1896-1930. — Рига, 1991. — 492 с.

28. Шереметева А. Кино как предмет философии в ранних работах Ж.-П. Сартра // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. — 2018. — №4. — С. 83–97.

29. Шрейдер П. Трансцендентный стиль в кино: Одзу, Брессон, Дрейер // Киноведческие записки. — 1996. — № 32. — С. 183.

30. Эйзенштейн С. Психология искусства (Неопубликованные конспекты статьи и курса лекций) // Психология процессов художественного творчества. Ответственные редакторы Мейлах Б.С., Хренов Н.А. — М.: Наука, 1980. — С. 173.

31. Ямпольский М. Видимый человек. Очерки ранней кинофеноменологии. — М., 1993.

32. Khrenov N. Cinema аs the Redemption of Archetypal Reality // Narration and Spectatorship in Moving images/ Edited by J.D. Anderson and B. F. Anderson. — Cambridge Scholars. — Newcastle, 2007. — Р. 29–41.

1. Balash B. Kul'tura kino. — L-M.: Gosudarstvennoye izdatel'stvo, 1925. — S. 10.

2. Bordvel D. Poetika kino // Kinovedcheskiye zapiski. — 2012. — № 100/101.

3. Gaydenko P. Vremya. Dlitel'nost'. Vechnost'. Problema vremeni v yevropeyskoy filosofii i nauke. — M.: Progress-Traditsiya, 2006. — 464 s.

4. Garms R. Filosofiya fi l'ma. — Leningrad: Academia, 1927.

5. Delez Zh. Kino. — M.: Ad Marginem Press, 2016. — 560 s.

6. Eyzenshteyn S. Psikhologiya iskusstva (Neopublikovannyye konspekty stat'i i kursa lektsiy) // Psikhologiya protsessov khudozhestvennogo tvorchestva. Otvetstvennyye redaktory Meylakh B.S., Khrenov N.A. — M.: Nauka, 1980. — S. 173.

7. Zedl'mayr Kh. Iskusstvo i istina. O teorii i metode istorii iskusstva. — M., 1999. — S. 246.

8. Ivanov Vyach.Vs. Estetika Eyzenshteyna // Izbrannyye trudy po semiotike i istorii kul'tury. Tom 1. — M.: Shkola «YAzyki russkoy kul'tury», 1998. — S. 143–371, 912.

9. Iz istorii frantsuzskoy kinomysli. — M.: Iskusstvo, 1988. — S. 272.

10. Kassirer E. Zhizn' i ucheniye Kanta. — Sankt-Peterburg: Universitetskaya kniga, 1997. — 447 s.

11. Kinematograficheskiy opyt. Istoriya — teoriya — praktika / Kollektivnaya monografi ya. — Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Poryadok slov», 2020. — 360 s.

12. Levshina I. O predmete sotsiologii iskusstva. (K probleme vzaimootnosheniy sotsiologii i iskusstvoznaniya) // Voprosy sotsiologii iskusstva. Teoreticheskiye i metodologicheskiye problemy. — M., 1979. — S. 33–57.

13. Lintsbakh Ya. Printsipy fi losofskogo yazyka. — Pg., 1916.

14. Lotman Yu. Semiotika kino i problemy kinoestetiki. — Tallin: Izdatel'stvo «Eesti Raamat», 1973. — 136 s.

15. Merlo-Ponti M. Kino i novaya psikhologiya // Kinovedcheskiye zapiski. — 1992. — № 16. — S. 13–23.

16. Sidorov A. Telesnost' v kinematograficheskom opyte: sluchay B. Balasha // Kinematograficheskiy opyt. Istoriya — teoriya — praktika / Kollektivnaya monografiya. — Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Poryadok slov», 2020. — C. 54.

17. Khrenov N. Cinema аs the Redemption of Archetypal Reality // Narration and Spectatorship in Moving images/ Edited by J.D. Anderson and B. F. Anderson. — Cambridge Scholars. — Newcastle, 2007. — Р. 29–41.

18. Khrenov N. Proyekt semiotiki kino spustya neskol'ko desyatiletiy: interpretatsiya teoreticheskogo naslediya S. M. Eyzenshteyna Vyach. Vs. Ivanovym // Kul'tura i iskusstvo. — 2014. — № 6.

19. Khrenov N. Sovremennoye iskusstvoznaniye kak gumanitarnaya nauka v situatsii kul'turologicheskogo povorota // Vestnik VGIKa. — 2019. — № 1–4; 2020. — № 1–2.

20. Khrenov N.A. Virtual'naya real'nost' v khudozhestvennykh i nekhudozhestvennykh proyavleniyakh: yeye predystoriya i istoriya // Nauka televideniya i ekrannykh iskusstv. Nauchnyy al'manakh. — Vypusk 14. — M., 2018. — S. 35.

21. Koshut D. Iskusstvo posle filosofii // Iskusstvoznaniye. — 2001. — № 1. — S. 545.

22. Pazolini P.P. Poeticheskoye kino // Stroyeniye fil'ma. — M.: Raduga, 1985. — S. 45–66.

23. Poetika kino / Pod redaktsiyey B. Eykhenbauma. — M.-L., 1927.

24. Poetika kino. Teoreticheskiye raboty 1920-kh godov. — M.: Akademicheskiy proyekt. 2016. — 497 s.

25. Polikarpova D. Kinematograficheskiy opyt bez zritelya: filosofiya kino kak filosofiya kinematograficheskoy chuvstvennosti // Kinematograficheskiy opyt: Istoriya, teoriya, praktika. — SPb., 2020. — S. 161.

26. Sokolov V. Kinovedeniye kak nauka. — M., 2010.

27. Tsiv'yan Yu. Istoricheskaya retseptsiya kino: Kinematograf v Rossii. 1896-1930. — Riga, 1991. - 492 s.

28. Sheremeteva A. Kino kak predmet filosofii v rannikh rabotakh ZH.-P. Sartra // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 7. Filosofiya. — 2018. — №4. — S. 83–97.

29. Shreyder P. Transtsendentnyy stil' v kino: Odzu, Bresson, Dreyyer // Kinovedcheskiye zapiski. — 1996. — № 32. — S. 183.

30. Veytsman Ye. Ocherki filosofii kino. — M.: Iskusstvo, 1978. — 232 s.

31. Yampol'skiy M. Vidimyy chelovek. Ocherki ranney kinofenomenologii. — M., 1993.

32. Zhabskiy M. Sotsiologiya kino. — M.: Kanon-Plyus, 2020. — 511 s.: il., tabl.

Статья поступила 01.06.2021

* Продолжение. Начало см.: Вопросы культурологии. — 2021. — №10.

Предпослав нашей попытке разобраться с механизмом движения, как оно предстает в кино и с отношением движения ко времени в этом виде искусства, общие соображения о сдвигах в современной философии в связи с проблемой времени, становящейся одной из самых актуальных проблем, попробуем в продвижении в постижении философских аспектов теории кино пойти дальше. Прежде всего попробуем осмыслить то недоразумение, что возникло в связи с тем, что А. Бергсон, сделав огромный вклад в понимание философской проблематики времени, свел кино к способу иллюстрации не новой, а старой парадигмы в понимании времени. Это, конечно, было заблуждением выдающегося мыслителя, и оно ставило в тупик всех, кто для понимания специфики кино обращался к Бергсону.

Пытаясь разобраться в этом недоразумении, мы обратимся к фундаментальному исследованию Делеза. Обратим внимание прежде всего на то, что для понимания этого недоразумения, связанного с книгой Бергсона «Творческая эволюция», Делез привлекает его предыдущую работу. Несмотря на недоразумение, связанное с отношением Бергсона к кино, высказанным в его работе «Творческая эволюция», все-таки у него, как утверждает Делез, есть суждения, позволяющие предпринять более глубокое объяснение происходящего в кино. Но только в другом месте, в другом сочинении, где о кино не говорится. Это объяснение имеется в предыдущей его книге «Материя и память». Оно-то и оказывается определяющим смысл и природу кино. Во второй книге у Бергсона кино оказывается репрезентативным по отношению ко всей предшествующей ХХ в. философии, начиная с Платона. Ведь это у Платона видимый мир расщепляется, как мы уже убедились, на прихотливый, изменчивый, текучий и нами наблюдаемый, с одной стороны, и статический, идеальный, тот, который Бергсон называет привилегированным, а Платон — эйдосом, с другой.

Всю философию, начиная с античной, интересует видимый мир в его остановленных моментах, а, следовательно, оставшихся в прошлом. Потому, оказываясь в прошлом, эти остановленные моменты поддаются пространственному восприятию. Предстающий в остановленных моментах предметно-чувственный мир — это пространственный мир, Время здесь растворяется в вечности. Следовательно, движение здесь не ощущается, его почти нет, а если его необходимо передать, то лишь с помощью пространства. Но как только проблема времени, которое тоже следует передать, обостряется, возникают противоречия. Пространство способно передавать время до тех пор, пока это движение можно фрагментировать или делить на моменты. Но это возможно лишь в том смысле, если процесс развертывается в прошлом. Проблема времени обостряется в том случае, если движение следует передать в настоящем. Согласно Бергсону, движение в настоящем времени в принципе неделимо, а потому с помощью пространства его уже невозможно передать. Здесь, как доказывает Бергсон, прошлое и будущее проникает в настоящее и оказывается неразличимым.

Для Цитирования:
Хренов Николай Андреевич, Хренов Андрей Николаевич, Философский аспект культурологического изучения кино*. Вопросы культурологии. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: