По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.1

Философские основания теории культуры

Флиер Андрей Яковлевич главный научный сотрудник, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, доктор философских наук, профессор, Россия, 129366, Москва, ул. Космонавтов, д. 2. E-mail: andrey.fl ier@yandex.ru

В статье излагается авторская философская концепция возникновения культуры и ее смысла. Автор исходит из того, что человек только на ранней, первобытной стадии развития полностью принадлежал к природе. В ходе истории он все больше и больше удалялся от природы, и культура стала его «второй природой», формируя его окружающую среду. Человек отдалился от природы сначала делом (возникновение производящего сельского хозяйства и ремесла в неолите), потом духом (переход от натуралистической мифологии к системным религиям в I тысячелетии до н. э.) и, наконец, телом (научно-техническая революция и развитие медицины Нового времени). Рассматриваются онтология культуры, природа, динамика, функции культуры.

Литература:

1. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Успехи современной биологии. — 1944. — Т. 18. — Вып. 2. — С. 113–120.

2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. — М.: Наука, 1991. — 575 с.

3. Каган М.С. Человеческая деятельность. — М.: Политиздат, 1974. — 328 с.

4. Костина А.В. Национальная культура — этническая культура — массовая культура: «Баланс интересов» в современном обществе. — М.: УРСС, 2009. — 216 с.

5. Лем Ст. Философия случая. — М.: АСТ, 2005. — 768 с.

6. Маркарян Э.С. О концепции локальных цивилизаций. — Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1962. — 180 с.

7. Орлова Э.А. Динамика культуры и целенаправленная активность человека // Морфология культуры. Структура и динамика: Учебное пособие для вузов / Под ред. Э.А. Орловой. — М.: DrDoom, 1994. — С. 8–73.

8. Плюснин Ю.М. Проблема биосоциальной эволюции. — Новосибирск: Наука, 1990. — 240 с.

9. Спенсер Г. Основания социологии. — СПб.: Типография В. Демакова, 1877. — 897 с.

10. Степин В.С. Культура // Вопросы философии. — 1999. — № 8. — С. 61–71.

11. Флиер А.Я. Избранные работы по теории культуры. — М.: Согласие-Артем, 2014. — 560 с.

12. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарного знания. — М., 1994. — 406 с.

Культура — это этап эволюции материи во Вселенной, в ходе развития которой на какой-то стадии появилась биологическая жизнь как активная форма существования материи (первый фазовый переход), затем разум как высшая форма саморегуляции жизни (второй фазовый переход) и, наконец, культура как форма самореализации разума и регулируемой им разумной жизни (третий фазовый переход).

Культура — это стадия эволюции, на которой развитие протекает уже не на биологическом уровне отдельных организмов, а на социальном уровне целых популяций (народов), и продуктом эволюции становятся не адаптивные свойства и возможности отдельных особей, а эффекты взаимодействия этих особей в коллективе. Естественно, что главной «территорией эволюции» становятся не физические и физиологические свойства особей (как в биологической эволюции), а сознание человека, его коммуникативные возможности (язык) и регулируемое сознанием поведение (деятельность) [3].

Культура — это ступень эволюции жизни в среде, на которой среда не только потребляется, но и сознательно организуется и воспроизводится. Если изначально средой существования человека была только природа, то потом к ней прибавились и социальная среда обитания, материальная инфраструктура его жизни, экономика, информация и т.п.

Культура сама по себе не обладает никакими свойствами. Свойствами обладает человеческое сознание, которое воплощает свои идейно-ценностные установки в формах культуры [12]. А культура — это здание, которое люди возводят в соответствии со своими желаниями, интересами, ценностями и пр.

Многочисленные закономерности функционирования культуры, о которых здесь говорится, имеют преимущественно статистический характер. То есть в социальной практике людей характеристики культуры чаще проявляются именно таким образом, чем каким-то иным. Но «чаще» — это не значит «всегда». Адаптивная особенность культуры заключается и в том, что в разных контекстах она проявляет себя по-разному. Если религию в определенном смысле можно считать психологической адаптацией к смерти человека, то культура — это его практическая адаптация к жизни. Культура — это программа выживания в реально имеющихся условиях [5]. Эта дихотомия «религия как кодекс смерти / культура как кодекс жизни» развивалась на всем протяжении истории. Культура бессильна перед смертью; она — технология жизни. Культура — это свойство коллективной жизни, регулируемой разумом. Коллективный образ жизни и разум образуют культуру в наиболее полном ее понимании. Культура — это процесс постоянной адаптации порядков коллективного существования к условиям этого существования. Когда адаптация прекращается, культура деградирует.

Для Цитирования:
Флиер Андрей Яковлевич, Философские основания теории культуры. Ученый совет. 2018;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: