По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2; 140.8 DOI:10.33920/nik-01-2305-04

Философия смысла и смыслополагания

Лапина Татьяна Сергеевна независимый исследователь, Россия, 109548, г. Москва, Шоссейная ул., д. 14, кв. 49, e-mail: taselap2019@mail.ru

Философией выявляются основания смыслополагания как родовой формы духовности, и сама философия носит смысловой характер. В качестве активного состояния человеческого духа смыслополагание приводит к складыванию семиотически оформленных смыслов, то есть к приведению информации к человеческому и ценностному измерениям, что нередко выражается образно. Генезис смыслов — два противоположных друг другу начала, заземленное и возвышенное: обозрение нажитого опыта и отнесение к сфере должного и идей. Одним из объектов философской рефлексии должно стать явление, которое можно назвать смысловой конвертацией человеческого существования, то есть виртуальным воссозданием в смысловой оценочно-поучительной форме общественной, поколенческой и личностно-индивидуальной были, виртуальным вочеловечиванием универсума. В смыслах фиксируется как наживная, так и ущербная сторона общественной эволюции, смысловым образом портретируются деятели, из чего субъектами выносятся уроки. Индивиды проживают собственные жизни и виртуально осмысленно могут проживать жизни других личностей. Мир человека пополняется типовыми смысловыми реалиями. Главные содержательные моменты философии смысла приводятся в конце материала.

Статья поступила 11.05.2023.

На страницах журнала «Вопросы философии» в последние годы идут интересные обсуждения такой темы, как «логика смысла», в частности в связи с усмотрением некоторыми авторами деонтологического аспекта смыслополагания и особенно в связи с различением субстанциальной и процессуальной логики [1; 2]. Подытоживая обсуждение, проходившее в формате круглого стола, В.А. Лекторский подчеркнул: «То, что сегодня обсуждалось, связано с попыткой понять, что в мире происходит, где мы живем, куда мы двигаемся, что нам ожидать ... эти проблемы не просто философские, а жизненные» [1, с. 42–43].

Да, проблема логики смысла не только логическая, она и жизненная. Но существует проблема и «философии смысла», и ее надо ставить специально. А постольку, поскольку логика является наукой философской, раскрытие логики смысла можно считать разделом в рассмотрении философии смысла. В рамках темы о философии смысла тоже наблюдается дифференциация, особенно в связи с тем, что содержательно смыслы понимаются по-разному в культурах, в которых устоялось различное понимание таких смыслообразующих категорий, как «человек» и «ценность». Рассмотрение вопроса о философии смысла не менее социально, практически актуально и важно, чем обсуждение логики смысла.

Ясно, что раскрытие обозначенной темы в первую очередь предполагает экспликацию понятия «смысл». А поскольку смыслы не актуализируются, не будучи облаченными в знаковую форму, постольку, освещая природу смыслов, требуется раскрыть и содержание понятия «семиозис».

Есть феномен «осмысления», и есть феномен «осмысливания». Осмысление (термин от слова и понятия «мысль») — это рационализация сущего (универсума)1 и его составляющих. Удачнее было бы говорить «омысление». А осмысливание — это виртуальное «окутывание», «обволакивание» смыслами сущего (универсума) и его компонентов на основе чувственного и рационального восприятия их человеком как родовым существом в процессах взаимодействия людей с какими-то из них, оценочного отношения субъектов к их положению в универсуме, в частности в обществе, к тому, что в последнем происходит, кроме того, в связи с переживанием людьми происходящего, а также переживанием их собственных судеб и судеб обществ, стран, социума.

Для Цитирования:
Лапина Татьяна Сергеевна, Философия смысла и смыслополагания. Вопросы культурологии. 2023;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: