По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 340.12 DOI:10.33920/nik-01-2008-07

Философия права как социально-гуманитарная дисциплина

Лапина Татьяна Сергеевна независимый исследователь, Россия, 109548, Москва, Шоссейная ул., д. 14, кв. 49, e-mail: taselap2019@mail.ru

Резонна разработка философии права в качестве единой социально-гуманитарной дисциплины, и нет гносеологической необходимости разделения ее на «философскую философию права» и «юридическую философию права». Взаимопроникновение философии и права возможно, ибо любомудрие обладает правогенным потенциалом, а юриспруденция содержит социально-философский потенциал. Впервые предлагаемая экспликация философских правогенных структур служит теоретической защитой от умаления роли философии в формировании права и в выполнении им его функций. Правовой прогресс направляется ценностями гуманистической философии.

Литература:

1. Агошков А.В. Практика защиты трудовых прав работников профсоюзами России (2000–2010 гг.) // Вопросы культурологии. — 2019. — № 9. — С. 88–94.

2. Алексеев С.С. Теория права. — М.: БЕК, 1994. — 224 с.

3. Алексеев С.С. Философия права. — М.: Норма, 1999. — 336 с.

4. Алексеев С.С. Тайна и сила права. Наука права: новые подходы и идеи. Право в жизни и судьбе людей. — М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. — 176 с.

5. Беляева Л.А. Социальное государство в современной России: ожидания и реальность // Вопросы философии. — 2019. — № 11. — С. 11–16.

6. Грибакин А.В. Введение в философию права. Конспект лекций. — Екатеринбург: Издательство УрГЮА, 1999. — 120 с.

7. Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для вузов. — М.: Норма, 2001. — 517 с.

8. Жуков В.Н. Право как этическая ценность / Н.М. Марченко // Философия права. Курс лекций: В 2 т. — М., 2011. — Т. 1. — С. 359–366.

9. Жуков В.Н. Право как эстетическая ценность / Н.М. Марченко // Философия права. Курс лекций: В 2 т. — М., 2011. — Т. 1. — С. 366–374.

10. Жуков В.Н. Современная философия права в России: к выходу нового учебника // Государство и право. — 2017. — № 11. — С. 55–63.

11. Жуков В.Н. Правосознание: философский анализ // Государство и право. — 2019. — № 11. — С. 18–32.

12. Зорькин В.Д. Право в условиях глобальных перемен: Монография / В.Д. Зорькин. — М.: Норма, 2013. — 496 с.

13. Ильин И.С. О правовой культуре в русской традиции // Вопросы культурологии. — 2019. — № 12. — С. 85–91.

14. Кант И. Основы метафизики нравственности // Сочинения в шести томах. Т. 4. Ч. 1. — М.: Мысль, 1965. — 544 с.

15. Керимов Д.А. Право и законодательство // Свободная мысль. — 1992. — № 18. — С. 77–86.

16. Лапина Т.С. Аспекты философского осмысления права: современный вариант // LexRussica. — 2012. — № 6. — С. 1189–1207.

17. Лапина Т.С. Задача обновления философской парадигмы как духовной основы гуманного права // Международная научно-практическая конференция «Юридическая наука как основа правового обеспечения инновационного развития России»: сб. докл. — М.: Издат. центр МГЮА им. О.Е. Кутафина, 2012. — С. 85–93.

18. Лапина Т.С. Право как объект философского осмысления // Философия и общество. — 2013. — № 2. — С. 28–46.

19. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. — М.: Наука, 1986. — 262 с.

20. Любимов А.П. Философия права. Учебник для вузов. — М.: Юрайт, 2019. — 257 с.

21. Малько А.В., Типикина Е.В. Заслуженное поведение как основание для правового поощрения: необходимость формирования теории // Государство и право. — 2019. — № 11. — С. 32–42.

22. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. — 2-е изд. — М.: Издательство политической литературы, 1955–1974.

23. Мартышин О.В. Об особенностях философско-правовой методологии // Государство и право. — 2016. — № 6. — С. 20–30.

24. Мартышин О.В. Философия права: учебник для магистров. — М.: Проспект, 2017. — 352 с.

25. Марченко М.Н. Понятие и предмет философии права / М.Н. Марченко // Философия права. Курс лекций: В 2 т. — М.: Проспект, 2011. — Т. 1. — С. 5–45.

26. Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. — М.: Прогресс — Традиция, 2006. — 408 с.

27. Момджян К.Х. Введение в социальную философию: Учебное пособие. — М.: Высш. шк., КД «Университет», 1997. — 448 с.

28. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. — М.: Норма; ИНФРА-М, 1995. — 652 с.

29. Талапина Э.В. Об универсальности прав человека // Государство и право. — 2019. — № 12. — С. 57–66.

30. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. Учебное пособие. — М.: Вестник, 1997. — 608 с.

31. Философия права: учебник / Под ред. О.Г. Данильяна. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с.

32. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. — М.: Academia, 1995. — 252 с.

33. Чернавин Ю.А. Философия права: проблема статуса в науке и учебном процессе // Международная научно-практическая конференция «Юридическая наука как основа правового обеспечения инновационного развития России»: сб. докл. — М.: Издат. центр МГЮА им. О.Е. Кутафина, 2012. — С. 182–187.

Статья поступила 01.04.2020

Д. Социально-философские основания права. Право как звено общественного детерминизма. Общество представляет собой социальную среду производства и воспроизводства человека как родового существа, им самим и создаваемую. Такая среда — и особенное продолжение природы, и диалектический скачок к новой форме сущего — надприродной, которая носит человеческо-социальный и духовный характер. Человеческое общество — образование естественно-искусственное, приобретшее после тысячелетий дикости цивилизованный характер, при этом под влиянием и права: обычного, а особенно писаного.

Общество создается деятельностью и поведением (вместе они — активность) субъектов — социально-групповых и личностно-индивидуальных. Субъектность составляет важнейший атрибут общественной жизни. Находящийся в центре философии вопрос об отношении человека к миру особо социально значаще встает в качестве вопроса о характере связи с миром активного субъекта как такого участника общественных отношений, который играет заметную роль в общественном (материальном и/или духовном) производстве и/или управлении и способен осуществлять деятельность и/или инициировать движения, накладывающие ощутимый отпечаток на протекание общественной жизни и состояние социальной среды. Речь идет о групповом или индивидуальном деятеле, активность или позиция которого, безусловно, социально значимы. В этом понимании выражено его трансисторическое, общее значение, в то время как на разных этапах общественной эволюции от общества к обществу, от страны к стране субъекты носят конкретно-исторический характер. Не исчерпывая здесь вопроса о разновидностях субъекта-деятеля, отмечу, что к их числу, безусловно, относятся как значительные индивиды: политические лидеры, общественные деятели, личности, заметно проявляющие себя на поприще предпринимательства, технического или художественного творчества, научных изысканий, социального вспомоществования (как, например, мать Тереза), профессионалы высокого класса, — так и субъектные структуры производственного, управляющего, социально-обеспечительного, образовательного, научно-исследовательского, защитнооборонного и иных видов.

Для Цитирования:
Лапина Татьяна Сергеевна, Философия права как социально-гуманитарная дисциплина. Вопросы культурологии. 2020;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: