Институт образования отвечает за воспроизводство общества в смене поколений, являясь важнейшим инструментом социализации.
Образование позволяет человеку освоить разнообразные социальные роли, получить необходимые для жизни в конкретной социальной среде знания и умения. Вследствие осуществления образовательного процесса сохраняется достигнутый культурный уровень и создается база для его приумножения. Содержание, методы, социальные функции высшего образования в последнее время подвергаются обсуждению и пересмотру в среде российского научного сообщества. Например, внимание уделяется проблеме гуманитаризации образования, в частности необходимости (или отсутствию таковой) преподавания гуманитарных предметов для негуманитарных специальностей [8]. Обсуждение этих вопросов не приходит к завершению потому, что за различными точками зрения скрываются различные мнения о базисных принципах высшего образования: одни видят в нем набор предоставляемых услуг, другие — важный этап социализации молодежи и т.д. Рассмотрим взгляды на данную проблему на примере преподавания философии.
Зачем нужно преподавание философии для нефилософских специальностей? Если убрать, по словам В.Н. Жукова, «водянисто-правильные слова о ее необходимости» [5, с. 18], то конкретный ответ найти непросто. Разумеется, «преподавание философии в вузе не должно быть набором знаний о тех или иных идеях, которые высказывал и доказывал тот или иной философ». Но что предложить взамен? В.Н. Жуков, например, считает первоосновой трудностей преподавания философии ее «искусственную гуманитаризацию» и видит выход в возвращении к естественно-научному направлению. Сводя философию к «проблемам человека, морали, смысла жизни», ее превращают в «гуманитарно-общеобразовательный курс». На самом деле цель преподавания философии, по мнению В.Н. Жукова, — «сформировать общенаучное мировоззрение», помочь будущему узкому специалисту «видеть науку в целом и понимать место своей специальности в единой науке» [5, с. 20–21]. Еще более масштабной видит задачу курса философии Н.И. Мартишина — «не навязывая какие-то определенные мировоззренческие принципы», помочь человеку «сформулировать их четко и осознанно, обосновав и внутренне согласовав» [7, с. 152–155]. На этой основе можно обсуждать и методы преподавания: например, оценить утверждение В.В. Миронова, по словам которого, «нет ничего вреднее для изучения философии, чем учебник, который всегда представляет собой застывшее знание» [6, с. 6].