По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Философия, культура и цели отечественной высшей школы

Попкова Наталья Владимировна профессор кафедры философии, истории и социологии ФГОУ ВПО «Брянский государственный технический университет», доктор философских наук, кандидат технических наук, доцент Россия, 241035, г. Брянск, ул. 22 съезда КПСС, д. 4, кв. 49, E-mail: npopkova12@rambler.ru

Рассмотрены трудности при определении цели высшего образования на примере дискуссий о преподавании философии для нефилософских специальностей. Перечислены различные взгляды на задачи философии как учебного предмета, проанализирована их обоснованность при господстве технической рациональности. Намечены различия между субъективными целями высшего образования и его объективным значением как социального института.

Литература:

1. Боровских А.В., Розов Н.Х. Категория деятельности и деятельностные принципы в педагогике // Вопросы философии. — 2012. — № 5. — С. 90–102.

2. Гребенникова В.М., Никитина Н.И. Непрерывное образование как культурно-историческая проблема // Вопросы философии. — 2014. — № 4. — С. 79–83.

3. Гусейнов А.А. Философия как этический проект // Вопросы философии. — 2014. — № 5. — С. 16–26.

4. Демиденко Э.С., Дергачева Е.А., Попкова Н.В. Философия социальнотехногенного развития мира. — М.; Брянск, 2011. — 388 с.

5. Жуков В.Н. Зачем нужна философия в вузе? // Вестник высшей школы. — 2011. — № 5. — С. 18–21.

6. Интервью с деканом философского факультета МГУ В.В. Мироновым // Вопросы философии. — 2014. — № 1. — С. 3–18.

7. Мартишина Н.И. Философия науки в инженерном вузе: практикоориентированный подход // Высшее образование в России. — 2013. — № 10. — С. 151–156.

8. Попкова Н.В. Вопросы гуманитаризации образования // Высшее образование в России. — 2004. — № 2. — С. 106–110.

9. Попкова Н.В. Курс философии в инженерном вузе // Высшее образование в России. — 2013. — № 4. — С. 147–151.

10. Попкова Н.В. Техногенные факторы в современном культурном развитии // Вопросы культурологии. — 2009. — № 8. — С. 8–12.

11. Попкова Н.В. Философская экология. — М.: ЛИБРОКОМ, 2010. — 352 с.

12. Урсул А.Д., Урсул Т.А. На пути к устойчивому образованию // Вестник высшей школы. — 2010. — № 11. — С. 20–25.

Институт образования отвечает за воспроизводство общества в смене поколений, являясь важнейшим инструментом социализации.

Образование позволяет человеку освоить разнообразные социальные роли, получить необходимые для жизни в конкретной социальной среде знания и умения. Вследствие осуществления образовательного процесса сохраняется достигнутый культурный уровень и создается база для его приумножения. Содержание, методы, социальные функции высшего образования в последнее время подвергаются обсуждению и пересмотру в среде российского научного сообщества. Например, внимание уделяется проблеме гуманитаризации образования, в частности необходимости (или отсутствию таковой) преподавания гуманитарных предметов для негуманитарных специальностей [8]. Обсуждение этих вопросов не приходит к завершению потому, что за различными точками зрения скрываются различные мнения о базисных принципах высшего образования: одни видят в нем набор предоставляемых услуг, другие — важный этап социализации молодежи и т.д. Рассмотрим взгляды на данную проблему на примере преподавания философии.

Зачем нужно преподавание философии для нефилософских специальностей? Если убрать, по словам В.Н. Жукова, «водянисто-правильные слова о ее необходимости» [5, с. 18], то конкретный ответ найти непросто. Разумеется, «преподавание философии в вузе не должно быть набором знаний о тех или иных идеях, которые высказывал и доказывал тот или иной философ». Но что предложить взамен? В.Н. Жуков, например, считает первоосновой трудностей преподавания философии ее «искусственную гуманитаризацию» и видит выход в возвращении к естественно-научному направлению. Сводя философию к «проблемам человека, морали, смысла жизни», ее превращают в «гуманитарно-общеобразовательный курс». На самом деле цель преподавания философии, по мнению В.Н. Жукова, — «сформировать общенаучное мировоззрение», помочь будущему узкому специалисту «видеть науку в целом и понимать место своей специальности в единой науке» [5, с. 20–21]. Еще более масштабной видит задачу курса философии Н.И. Мартишина — «не навязывая какие-то определенные мировоззренческие принципы», помочь человеку «сформулировать их четко и осознанно, обосновав и внутренне согласовав» [7, с. 152–155]. На этой основе можно обсуждать и методы преподавания: например, оценить утверждение В.В. Миронова, по словам которого, «нет ничего вреднее для изучения философии, чем учебник, который всегда представляет собой застывшее знание» [6, с. 6].

Для Цитирования:
Попкова Наталья Владимировна, Философия, культура и цели отечественной высшей школы. Ученый совет. 2016;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: