По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Филипп Маяков: «Я многое узнал о феномене северной прялки»

Филипп Маяков (https://t.me/rus_collection) — художник, графический дизайнер, увлеченный собиратель предметов крестьянского быта. Сегодня в его коллекции немало уникальных старинных предметов народного быта Русского Севера и центральных регионов России. Он проводит выставки, читает лекции о феномене северной прялки, а в этом номере журнала он рассказал о том, как и почему он начал интересоваться крестьянской культурой Русского Севера.

Филипп Маяков

— Сегодня в моде традиционная культура России, взят курс на ее возрождение. Почему вы занялись коллекционированием предметов народного быта Русского Севера — прялок, как давно этим занимаетесь?

Художник, графический дизайнер и собиратель предметов крестьянского быта из Москвы. Он проводит выставки, читает лекции, в его коллекции немало вещей музейного уровня.

— По профессии я художник и во время обучения в МПГУ (бывший МГПИ им. Ленина) и сразу по его окончанию много ездил на пленэрную практику с друзьями и женой. Так я попал на Русский Север и влюбился в красоту этого края. По приезду поставил цель — собрать натюрмортный фонд с предметами крестьянского быта, характерными для данного региона. Так в моей жизни появились антикварные и блошиные рынки. Осознанное коллекционирование пришло несколько позже. Таким образом получается, что я коллекционирую предметы народного быта крестьян Русского Севера и центральных регионов России уже 6 лет.

— Какие именно области были в XIX веке центрами производства прялок — Архангельская, Вологодская, Республика Коми?

— Центры по созданию именно ручных резных и расписных прялок, которыми я интересуюсь, расположены довольно-таки широко и на данный момент доподлинно известны только некоторые из них. К примеру, прялки расписывались в д. Пучуга мастерами из семьи Кузнецовых. Был центр в д. Лопшеньга Архангельской области, в д. Палащелье, в Приуралье, в Карелии, в городах Данилове и Любиме (Ярославской губернии), в Городце (Нижегородской губернии) и других. Центры эти выделяются за счет мастеров или небольших артелей, которые работали с XVIII по начало XX веков.

— Как была устроена ручная прялка, на какие части наносили роспись?

— Прялки можно разделить на три типа. Первый — корневые (копыловые), вырезанные из цельного дерева с использование корневища. Это и придавало прялке крепкость, упругость и уникальный изгиб. Далее — составные (сделанные из 2 или 3 частей), где донце было отдельно, а сама лопастка (куда закреплялась кудель) — отдельно. Также составные типа донце и гребень. Прялки такого типа распространялись на территории Верхнего и Среднего Поволжья, а также в некоторых местах по южному направлению.

Для Цитирования:
Галина Осовская, Филипп Маяков: «Я многое узнал о феномене северной прялки». Дом культуры. 2024;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: