Образование является основой и главным критерием оценки прогресса каждого отдельного сообщества, аккумулируя систему знаний, умений и практических навыков человечества для целенаправленного процесса развития когнитивных способностей поколений, формирования научного отношения к миру, связывания знаний с практической и профессиональной деятельностью. Высокий уровень знаний положительно влияет на производительность, инновации, демократизацию и социальную сплоченность, а также определяет качество жизни.
На протяжении нескольких десятилетий новейшей истории нашего государства система образования, в том числе высшего, переживала ряд серьезных реформ, институциональных и организационных перестроек, обновления методического арсенала педагога. Тем не менее стратегия повышения качества образования оставалась неизменной. Так, одной из ключевых задач высшего образования является создание необходимых условий для формирования образованной, творчески состоятельной, с активной гражданской позицией, личности, готовой созидать в своей профессиональной деятельности и в окружающей социальной действительности.
Настоящий этап анализа и прогнозирования развития системы высшего образования аккумулировал лучшие образцы и современные запросы к университету, предложив четыре основные модели: исследовательский университет, сетевой, предпринимательский и цифровой университет. Безусловно, определяющим созидание современной системы образования фактором выступает информатизация, которая в том числе расширяет ядро вовлеченности в актуальные познавательные, исследовательские, творческие и т.д. процессы посредством реализации принципа доставки знаний обучающимся. Поэтому и современный вуз максимально ориентирован на предоставление таких перспектив обучающимся, как обучение по месту жительства, возможность выбора образовательной программы / преподавателя, проектирование обучающимся собственной траектории обучения [1, с. 22].
В то же время утрата элитарности высшего образования, растущая технократия мышления закономерно вызвали новую волну дискуссии о гуманитаризации университетского образования. К сожалению, в постмодернистском обществе образование в целом и университетское образование в частности все больше и больше встраивается в процессы коммерциализации и рынка, традиционно никогда ему не присущие. При этом нельзя допустить существенного снижения уровня образования, университет должен поддерживать высокие стандарты в своих стенах [2]. Высшее образование должно одновременно выступать инструментом образования и воспитания широких масс населения государства, сохраняя и реализуя при этом задачу подготовки высококвалифицированных кадров.