Александр Александрович Жидков,
ответственный секретарь рабочей группы Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям по применению профессиональных стандартов в системе профессионального образования и обучения, помощник ректора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
— Александр Александрович, каковы задачи актуализации ФГОС высшего образования?
— На сегодняшний день мы должны рассматривать систему высшего образования как элемент динамично развивающейся Национальной системы квалификаций, который должен находиться во взаимосвязи с остальными элементами этой системы, оперативно учитывать происходящие изменения. Назову эти элементы:
— профессиональные стандарты и иные источники, закрепляющие актуальные требования к квалификации;
— независимая оценка квалификации, которая является инструментом оценки соответствия кандидата квалификационным требованиям;
— профессионально-общественная аккредитация, в рамках которой работодатели могут оценить качество образовательных программ, их соответствие актуальным запросам рынка труда.
Формально задача актуализации ФГОС обозначена в ч. 7 ст. 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Новая редакция данной нормы была утверждена в 2015 г., и в соответствии с ней формирование ФГОС профессионального образования в части профессиональной компетенции должно осуществляться на основе профессиональных стандартов (при наличии таковых). Однако реализуемый на сегодняшний день подход к модернизации ФГОС высшего образования направлен также на решение ряда других задач, среди которых:
— создание устойчивой системы регулирования образовательной деятельности по программам высшего образования;
— преодоление отставания подготовки от актуальных требований на рынке труда (вне зависимости от формализации этих требований в профессиональных стандартах);