По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Festinatio tarda est*

Юрий Ковалев, заместитель генерального директора ООО «Восход», заместитель руководителя рабочей группы АСИ по мониторингу дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования», на очередном заседании Совета ТПП России по таможенной политике представил свои комментарии к плану мероприятий, подготовленному Минфином для включения в дорожную карту.

Министерством финансов РФ в рабочую группу Агентства стратегических инициатив по мониторингу дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования» был прислан подготовленный ведомством проект плана дополнительных мероприятий для включения в данную дорожную карту. Этот план состоит из 8 пунктов, часть из которых, на мой взгляд, полезна, часть бесполезна, а один (пункт 4) мне показался даже несколько вредным. В проекте плана пункт 4 называется «Минимизация контактов декларанта и должностного лица таможенных органов» и заявлены очень хорошие ожидаемые результаты: 1) сокращение личных контактов декларанта и должностного лица таможенных органов; 2) 20 % объема таможенного оформления к концу года должно осуществляться в центрах электронного декларирования (ЦЭД), при этом 80 % ЦЭДов должны располагаться на федеральных площадях. К этим положениям никаких замечаний нет. Но далее, в рубрике «Описание мероприятия», оно называется уже иначе: «Концентрация таможенного декларирования в центрах электронного декларирования», а «минимизация контактов декларанта и должностного лица таможенных органов» даже не упоминается.

Я попробовал сформулировать, что такое «минимизация контактов декларанта и должностного лица таможенных органов». На мой взгляд, в первую очередь это означает, что декларант и инспектор не общаются, так как в этом нет необходимости, поскольку у декларанта не возникает обязанности представлять какие-то документы в бумажном виде, весь процесс осуществляется в электронном формате. Поэтому для достижения заявленной цели, по моему мнению, надо, во-первых, устранить все причины и поводы для общения в ходе таможенного оформления, во-вторых, создать и ввести электронные сервисы для взаимодействия как в процессе, так и вне процесса таможенного оформления (возврат излишне уплаченных таможенных платежей и т. п.), в-третьих, усложнить доступ декларантов к должностным лицам для снижения коррупционных рисков, то есть перевести оформление в ЦЭДы.

В настоящий момент процесс оформления ДТ определяется следующими условиями. Место подачи и оформления ДТ выбирает участник ВЭД исходя из: наличия денежных средств на лицевом счете в таможне, компетенции таможенного поста, опыта взаимодействия с таможенным постом (он может быть как положительным, так и отрицательным) и местонахождения товара. Декларация подается на заранее выбранный таможенный пост. На уровне поста может происходить диспетчеризация, но в ряде случаев она условна (при наличии 2–3 инспекторов ОТОиТК в смене). Общее количество таможенных постов, имеющих право принимать декларации на товары, в настоящее время составляет примерно 600 единиц.

Для Цитирования:
Festinatio tarda est*. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2017;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: