Статья поступила 10.10.2025
Статья подписана в печать 29.10.2025
The article was received on October 10, 2025.
The article was signed for publication on October 29, 2025.
В современных условиях глобализации и цифровизации возрастает значимость социального партнерства как механизма гармонизации экономических и социальных интересов, который способствует формированию и развитию справедливой системы. В целом социальное партнерство — понятие многогранное и междисциплинарное. Сегодня социальное партнерство изучается не только юристами, но и социологами, политологами, философами и другими специалистами. В связи с этим, социальное партнерство в области труда это не только правовой, но и социальный институт, востребованный в современном социуме и необходимый для развития правового государства и гражданского общества [3]. Преимущественно в научно-исследовательской литературе социальное партнерство рассматривается как система отношений между представителями работников, работодателей и органов государственной власти, задача которой состоит в согласовании интересов сторон трудового договора по вопросам регулирования трудовых отношений, а также по вопросам социальных гарантий для трудящихся [2, с. 26].
Впервые в нашей стране социальное партнерство как принципиально новый социальный и правовой институт был введен в конце 1991‑го года указом Президента РСФСР № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» [5]. Основным ориентиром создания такого института стала цель выстраивания и развития открытого диалога между органами власти, работодателями и предпринимателями, а также трудящимися гражданами. В условиях перехода к рыночной экономике это был важный шаг для выстраивания партнерских и паритетных взаимоотношений между субъектами трудового процесса.
На сегодняшний день институт социального партнерства прошел длительный путь своего становления и эволюции как на уровне международного и российского законодательства, так и в вопросах теоретической разработки модели, принципов и целевых ориентиров социального партнерства. В текущих социально-экономических реалиях цель социального партнерства заключается в согласовании интересов власти, бизнеса и общества на основе принципов добровольности, равноправия, заинтересованности и обязательности исполнения заключенных соглашений. По мнению Н.В. Хавановой, «…социальное партнерство, основанное на отношениях доверия и эмпатии, характерных для стабильных социально-экономических систем, возникает вследствие стабильности и создает условия для ее сохранения, поскольку оно принципиально ориентировано на долгосрочный характер партнерских отношений» [6, с. 3–4].