Статья поступила 15.02.2019 г.
В истории философии совсем немного таких учений, которые оказали кардинально важное влияние на все последующее развитие философии. Американский ученый Томас Кун справедливо отмечал, что большинство научных достижений связаны с «наведением порядка», т.е. с систематизацией и уточнением уже известного [1. С. 50]. Однако уникальных, судьбоносных концепций совсем немного. Среди таковых в истории философии особое место отводится учению Платона. Правильно бы написать Аристокла — это его настоящее имя, но все же в истории философии его запомнили как Платона, что по-русски означает «широкоплечий» (Платон был олимпиоником). Уже в нашей эре учение Платона получило свое дальнейшее развитие в неоплатонизме, о котором пойдет речь далее.
Развитие неоплатонизма проходило в условиях распространения христианства. Противостояние между неоплатониками, как элитой старого мира, и христианами, как провозвестниками нового мира, оказало заметное влияние на интеллектуальную и духовную жизнь позднего эллинистического общества.
Неоплатонизм в современной философии изучается как философское учение, в принципе, как и само учение Платона. Однако такое восприятие этих учений сложилось в светском, а правильно сказать — атеистическом научном сообществе. В самой Древней Греции Платона почитали как религиозного деятеля, называли «вторым Заратуштрой» (между платонизмом и зороастризмом много общего). Также и неоплатоники считались религиозными деятелями, подчас и колдунами. Стало быть, античным христианам противостояли не просто философы, не язычники, а религиозные деятели, стоявшие на вершине интеллектуальной мысли всей античной цивилизации.
Первые столетия от Рождества Христова философия античного мира отнюдь не была только лишь одной историей, напротив, она была частью социальной жизни, мышления тех людей, которые посещали действующие школы пифагорейцев, Академию Платона, общались со стоиками, эпикурейцами, киниками, скептиками. Особой сложностью отличались воззрения неоплатоников. Примечательно, что сейчас мы немного знаем о Пифагоре, однако первые христиане о нем слушали, как мы сейчас слушаем, например, о М.В. Ломоносове. Последние философы древнегреческого мира, писавшие о Пифагоре, жили в эллинистический период уже после Рождества Христова. Удивительно, но в основном эти философы-биографы Пифагора представляли как раз неоплатонизм. К таковым относились Порфирий, Ямвлих, Диоген Лаэртский и другие. Кстати, учение Пифагора и Платона настолько взаимосвязаны, что даже современники Платона обвиняли его в плагиате (конечно, это слово древние греки не использовали).