Статья поступила 09.09.2019
Прежде чем заводить разговор об «обществе культуры», имеет смысл разобраться в том, а что такое общество и как оно соотносится с народом. Понятно, что общество — это одно из обозначений народа. А народ — это этнос или граждане одного государства (то, что сейчас принято называть нацией)? Далее, общество — это весь народ или только его часть (например, только образованный слой)? А если народ разделен между несколькими государствами (как, например, поляки в XIX в. — между Пруссией, Австрией и Россией), то это одно общество или три? А как быть с сословиями? Пушкин и его няня Арина Родионовна — это одно общество или разные?
Мне представляется, что критерием здесь должна служить культура. Общество — это собрание людей одной культуры. А уж как это соотносится с народом/этносом/нацией (в нем одна, две или три культуры) — это уже дело истории и исторической судьбы того или иного народа. Скажем, у народов, долгое время проживших под колониальным гнетом, часть населения уже тяготеет к культуре колонизаторов, в то время как большинство — к традиционной национальной культуре. И в этом нет ничего плохого, просто так сложилась историческая судьба данного народа.
Точно так же носители разных социальных культур одного народа — традиционной (крестьянство), элитарной (образованный слой) и массовой (городской плебс) — являются, как правило, представителями разных обществ, в чем-то близких (они же части одного народа), а в чем-то совсем различных. Так по крайней мере было в XIX в., а в ХХ в. все перемешалось. Здесь можно сделать одно наблюдение: традиционная крестьянская культура отличается наибольшей концентрацией черт этнической самобытности; элитарная аристократическая культура уже в большой мере несет интернациональные черты и является культурой аристократии целого региона (как правило, в границах распространения одной религии); а вот массовая городская культура интернациональна без всяких границ. То же можно сказать и об обществах, формируемых этими культурами.