По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332

Феномен конкурентной разведки: становление технологий экономической конкуренции

М. И. Романов Международная школа бизнеса и мировой экономики, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, 117997, г. Москва, Стремянный переулок, д. 36, e-mail: mihaileromanov@gmail.com

Концепция конкурентной разведки (англ. Competitive Intelligence, CI) относительно недавно стала привычным словосочетанием для российских специалистов. Однако методы конкурентной разведки уже давно известны и используются многими ведущими странами и корпорациями, имеющими специальные подразделения по исследованию рынков и предупреждению вероятных рисков. В статье рассматривается зарубежный и российский опыт конкурентной разведки.

Институт разведывательной деятельности выстраивается параллельно развитию человечества и имеет многовековую историю. При этом в процессе поступательного становления мировой цивилизации в первоочередном порядке совершенствовалась экономическая разведка. И это не удивительно, поскольку экономические задачи превалировали во все времена, и политика, в итоге, всегда выступала в качестве концентрированного выражения экономики. Каждое государство, или иная организация общества, чтобы выстоять в конкурентной борьбе, стремилось обладать передовыми знаниями и технологиями и обеспечить себя определенными конкурентными преимуществами, причем данные знания и преимущества желательно было получить с минимальными материальными издержками.

Первоначально разведывательная деятельность была сопряжена с частным промышленным шпионажем. Крупные торговцы были заинтересованы в изучении внешнеэкономических связей, ассортимента, цен на товары, сроков поставки товаров и т. д. у главных конкурентов, соответственно, при первой возможности пытались дискредитировать соперника, навредить его производственной репутации, при этом всячески превознося собственную продукцию. С тех пор намерения конкурентов совершенно не изменились, – изменились лишь способы и приемы, которым в настоящее время соответствуют следующие научные определения: «конъюнктурный анализ», «реклама», «маркетинг», «брендинг», «диффамация», «инсинуация» и др. Далее в процессе развития международной торговли методология подобной деятельности совершенствовалась, увеличивалась стоимость таких услуг.

Периодом стремительного развития конкурентной разведки и промышленного шпионажа является эпоха позднего Средневековья (XIV–XV вв.). Обусловлено это было появлением заинтересованности в подобной деятельности со стороны государств и финансовых элит, обладающих значительными финансовыми и административными ресурсами. Лидерами направления стали Венецианская и Генуэзская республики. Оба государства вели активную торговлю с арабским Востоком, поэтому нуждались в надежной и достоверной информации. При этом вербовке подвергались не только торговцы, но и политики, и вельможи. Как следствие, в этот период Венеция и Генуя достигли высокой степени богатства и процветания, заняв ведущие позиции в Европе.

Для Цитирования:
М. И. Романов, Феномен конкурентной разведки: становление технологий экономической конкуренции. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2018;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: