Статья поступила 15.01.2025 г. Статья одобрена к публикации 28.05.2025 г.
На современном этапе Катар играет многогранную и активную роль на региональной и международной арене, далеко превосходящую его географические границы. Эта роль обусловлена стратегическим положением и запасами нефти и природного газа этой страны, что, благодаря использованию новейших технологий, в том числе производства сжиженного газа, превратило ее в ключевого поставщика энергоресурсов для многих стран Азии и Европы. Доходы от энергоресурсов позволили Катару инвестировать в различные сектора экономики по всему миру, что стало инструментом его влияния. Однако главным «брендом» внешнеполитической деятельности Катара в XXI в. стал особый инструмент его «мягкой силы» — посредническая дипломатия.
Под руководством пришедшего к власти в 1995 г. эмира Хамада бин Халифы Аль Тани (1995–2013) Катар стал позиционировать себя в качестве посредника в региональных конфликтах. Международная посредническая функция Дохи была закреплена в Конституции 2003 г., статья 7 которой определяет посредничество в качестве ключевого приоритета внешней политики, осуществляемого «на основе принципа поощрения мирного разрешения международных споров» [6]. Посредничество Катара осуществляется на межгосударственном уровне, а также между государством и различными негосударственными субъектами. В 2022 г. эмир Катара шейх Тамим бен Хамад Аль Тани на 77-й Генеральной Ассамблее ООН заявил, что «посредничество в мирном урегулировании споров» занимает центральное место во внешней политике Катара, чтобы «укрепить репутацию надежного партнера на международном уровне» [5]. В 2023 г. Министерство иностранных дел Катара учредило новые министерские должности, в том числе — государственного министра по международному сотрудничеству, увеличив команду специальных посланников и других должностных лиц, занимающихся посредничеством. Тем самым посредническим усилиям был придан еще больший вес.
Впервые о посреднической роли Катара было заявлено в споре между Эритреей и Йеменом по поводу островов Ханиш в декабре 1995 года. С этого времени страна придерживается стратегии «дипломатического хеджирования» — выстраивания отношений с многочисленными, причем зачастую конкурирующими сторонами. Следующей серьезной апробацией роли регионального посредника Катара в XXI веке стали события в Ливане, в котором разразившийся в 2008 г. кризис вызвал серьезные опасения в том, что он снова, как в 1975 г., перерастет в гражданскую войну. Ливанское правительство попыталось ослабить влияние шиитской военизированной группировки «Хизбалла», это привело к оккупации силами «Хизбаллы» части районов Бейрута и, как следствие, к закрытию крупных воздушных и морских портов. В мае 2008 г. обе стороны, вовлеченные в конфликт, достигли соглашения, поддержанного Катаром в качестве посредника. Правительство Ливана и «Хизбалла» договорились о проведении новых парламентских выборов в 2009 году и, под эгидой нового президента, начале диалога. Это стало весьма крупным успехом Катара, поскольку при его посредничестве удалось предотвратить гражданскую войну в Ливане.