Арт-феминизм — это движение, которое возникло в ответ на дискриминацию и неравенство, которые женщины испытывали как в обществе, так и в мире искусства. Традиционно женщины были представлены в искусстве как объекты для мужского взгляда, для вдохновения, но не получали должного признания за свои творческие достижения.
«Женское» искусство не воспринималось всерьез в мире, где галеристы, коллекционеры и академики преимущественно мужчины. Женщине сложнее было реализовать свои таланты, быть заметной и признанной в арт-среде.
В XX веке вошли такие известные теперь всему миру имена, как Фрида Кало и Зинаида Серебрякова.
Научный прогресс сыграл свою роль в искусстве тем, что освободил женщин от рутинных бытовых обязанностей, появилось время, которое можно потратить на осознание себя и проявление в творчестве, поиск и обмен информацией.
Искусство держится на эмоции, на узнавании, сопереживании. Когда седобородые академики пишут батальные сцены и портреты вождей, женщины-художницы берут тонкой настройкой на эмоции зрителя.
В сюжетах «женской» живописи преобладают сцены быта, портреты близких, личные переживания. Произведения камерного искусства массово вышли на арт-рынок и пользуются спросом как прекрасные работы, украшающие жилой интерьер.
Современные художницы XXI века кардинальнее выражают свою женскую идентичность, они говорят о том, что у них «болит» иногда жестко, иногда с иронией. И они находят отклик в первую очередь у женской половины человечества.
В 2021 году аукционный дом Sotheby’s провел первые торги (Women) Artists, на которых были выставлены исключительно произведения женщин-художниц.
На рынке произведений старых мастеров и искусства XIX века цены на творения женщин выросли на 45%, в современном искусстве — на 49%.
Вот цифры, которые приводятся на сайте artsy.net.
«Продажи произведений искусства на аукционах в 2022 году составили $11 млрд.
Доля работ художников-мужчин — $9,7 млрд, а «женская доля» — чуть больше $1 млрд, или 9,3% от общей суммы.