Саму идею вытеснения с рынка поддельных шин известных марок я, безусловно, приветствую. Подобные товары могут сильно уступать в качестве оригиналам, поэтому, реализуя такую продукцию, продавцы демонстрируют безответственное отношение к жизни и здоровью покупателей.
Что касается затрат логистического оператора на маркировку, то на наших складах в Европе и России основная их часть приходится на операции по разгрузке и погрузке, поскольку они проводятся вручную. Так как производители и продавцы не маркируют товар, услуги грузчиков оплачиваются дважды. Это, впрочем, незначительно повлияет на цену самих шин: все затраты на маркировку, включая погрузо-разгрузочные работы, для производителя будут составлять менее 1 %, для клиента — не более 0,5 % от общей стоимости продукта.
Шины являются довольно дорогим товаром, поэтому введение маркировки не приведет к значительному удорожанию этой продукции. Так, например, стоимость фирменной резины производителя, входящего в топ-10, в 2020-м году на средний автомобиль начиналась с 7 тыс. рублей за одно колесо, а за четыре — порядка 30 тыс. рублей. Четыре кода Data Matrix стоят два рубля, затраты на дополнительные работы по разгрузке и погрузке и непосредственно стикеровку — это еще около 1–1,5 % от стоимости товара. Полагаю, это не очень много.
Если рассматривать рынок шин, то в системе «Честный ЗНАК» зарегистрированы около 15 тыс. компаний данного сегмента, а с начала эксперимента было выпущено свыше 59 млн кодов Data Matrix. Конечно, введение обязательной маркировки вынудит немного изменить логистические и бизнес-процессы не только импортёров, но и продавцов шин. Если поставщики не смогут нанести нужные коды маркировки от конкретного импортёра прямо на производстве, то без дополнительных затрат на обработку товара уже не обойтись.
Дефицита продукции ожидать не стоит, так как многие игроки рынка шин уже начали готовиться к введению маркировки и, пока она ещё не обязательна, тестируют этот процесс при импорте или наносят коды Data Matrix на остатки у себя на складах. Конечно, как только данная процедура станет обязательной, то появятся и дополнительные расходы на обработку товаров. Возможно, что в будущем все поставщики наладят продажу шин и покрышек через свои российские представительства, так как это облегчит процесс маркировки продукции.