из досье
Сергей Георгиевич Киселёв, социолог Центра адаптации и трудоустройства выпускников и студентов Омского государственного педагогического университета
Уже на протяжении почти десятка лет Росаккредагентством проводится Федеральный интернет-экзамен в сфере высшего профессионального образования (ФЭПО). Проект был задуман как платформа для создания системы независимой внешней оценки результатов обучения студентов учреждений профобразования. Его идеологом и разработчиком является Научно-исследовательский институт мониторинга качества образования (НИИМКО) в г. Йошкар-Оле (Республика Марий Эл). Уже в первой сессии ФЭПО в 2005 г. приняли участие 58 вузов из 30 регионов, и было проведено 15 тыс. сеансов тестирования. Три года спустя число учреждений-участников (вузов, ссузов и филиалов) превзошло 1500, а число тестирований — миллион [2].
В настоящее время наблюдается определённый спад активности: в 2015 г., например, по сравнению с 2014-м число учреждений и студентов-участников сократилось более чем на 30%. Возможно, это стало следствием появления новых проектов: Федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата (ФИЭБ) и Открытых международных студенческих интернет-олимпиад, организатором которых также является НИИМКО. Однако, на наш взгляд, есть и другая причина: большинство вузов, получив представление об интернет-экзамене и опыт работы с ним, пришли к справедливому заключению об ограниченности ФЭПО как инструмента оценки учебных достижений. Речь идёт прежде всего о том, что вуз может получить от участия в тестировании. Как выяснилось, немного.
Производя срезы знаний, ФЭПО абсолютно ничего не сообщает о причинах достижений и неудач студентов. Красноречивый факт: несмотря на то что экзамен проводится уже много лет, публикаций с анализом его результатов почти нет. Так называемый педагогический анализ/мониторинг, направляемый каждому участнику по завершении тестирования, представляет собой сгенерированный компьютером текст, в котором в заранее отведённые места вставлена соответствующая статистика. В действительности работы студентов институтом не анализируются1. Если не брать в расчёт дежурные выступления «отцов-основателей» ФЭПО, из года в год пересказывающих когда-то созданный методический задел, то информации об экзамене мы почти не найдём. Почему? Причина кроется в самой природе ФЭПО.