По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Федеральный интернет-экзамен: от чего зависит рейтинг вуза?

В статье рассматриваются проблемы анализа и интерпретации результатов Федерального интернет-экзамена в сфере высшего профессионального образования, а также его возможности в качестве инструмента оценки образовательной деятельности вузов.

Литература:

1. Наводнов В.Г. Новый инструмент независимой оценки [Электронный ресурс] // Аккредитация в образовании. Электронный журнал. — http://www.akvobr.ru/novyi_ instrument_nezavisimoi_ocenki.html.

2. Наводнов В.Г., Пастбин К.Ю. Особенности национального тестирования [Электронный ресурс] // Аккредитация в образовании. Электронный журнал. — http://www. akvobr.ru/osobennosti_nacionalnogo_ testirovanija.html.

3. Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования. Информационно-аналитическая карта результатов педагогических измерений Омского государственного педагогического университета. НИИМКО. — Веб-ресурс: www.i-exam.ru.

из досье

Сергей Георгиевич Киселёв, социолог Центра адаптации и трудоустройства выпускников и студентов Омского государственного педагогического университета

Уже на протяжении почти десятка лет Росаккредагентством проводится Федеральный интернет-экзамен в сфере высшего профессионального образования (ФЭПО). Проект был задуман как платформа для создания системы независимой внешней оценки результатов обучения студентов учреждений профобразования. Его идеологом и разработчиком является Научно-исследовательский институт мониторинга качества образования (НИИМКО) в г. Йошкар-Оле (Республика Марий Эл). Уже в первой сессии ФЭПО в 2005 г. приняли участие 58 вузов из 30 регионов, и было проведено 15 тыс. сеансов тестирования. Три года спустя число учреждений-участников (вузов, ссузов и филиалов) превзошло 1500, а число тестирований — миллион [2].

В настоящее время наблюдается определённый спад активности: в 2015 г., например, по сравнению с 2014-м число учреждений и студентов-участников сократилось более чем на 30%. Возможно, это стало следствием появления новых проектов: Федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата (ФИЭБ) и Открытых международных студенческих интернет-олимпиад, организатором которых также является НИИМКО. Однако, на наш взгляд, есть и другая причина: большинство вузов, получив представление об интернет-экзамене и опыт работы с ним, пришли к справедливому заключению об ограниченности ФЭПО как инструмента оценки учебных достижений. Речь идёт прежде всего о том, что вуз может получить от участия в тестировании. Как выяснилось, немного.

Производя срезы знаний, ФЭПО абсолютно ничего не сообщает о причинах достижений и неудач студентов. Красноречивый факт: несмотря на то что экзамен проводится уже много лет, публикаций с анализом его результатов почти нет. Так называемый педагогический анализ/мониторинг, направляемый каждому участнику по завершении тестирования, представляет собой сгенерированный компьютером текст, в котором в заранее отведённые места вставлена соответствующая статистика. В действительности работы студентов институтом не анализируются1. Если не брать в расчёт дежурные выступления «отцов-основателей» ФЭПО, из года в год пересказывающих когда-то созданный методический задел, то информации об экзамене мы почти не найдём. Почему? Причина кроется в самой природе ФЭПО.

Для Цитирования:
Сергей Киселёв, Федеральный интернет-экзамен: от чего зависит рейтинг вуза?. Ректор ВУЗа. 2016;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: