Липски С.А.
Современная общность в организации построения и текущей деятельности госорганов федерального уровня, решающих вопросы управления в сфере природопользования, обусловлена следующими факторами.
Во-первых, это конституционное положение о том, что все природные ресурсы выступают в качестве основы жизни и деятельности проживающих на соответствующей территории народов (ч. 1 ст. 9). Соответственно, при пользовании ими, при обеспечении их охраны, при организации управления ими этот фактор является определяющим.
Во-вторых, все, что связано с природопользованием, отнесено к совместному федеральнорегиональному ведению (это также конституционная норма, закрепленная в п. «д» ч. 1 ст. 72 Основного закона страны).
В-третьих, многообразие форм и видов собственности на все эти ресурсы — ч. 2 ст. 9 Конституции страны допускает их нахождение как в государственной и муниципальной, так и в частной и даже в иных формах собственности. При этом объединенной федеральнорегиональной собственности не предусмотрено (точнее — с советского периода часть государственной собственности, например на землю, все еще имеет статус «неразграниченной государственной», но процесс ее разграничения идет и, скорее всего, через 5–7 лет земель, неразграниченных по формам и видам собственности, не останется). Соответственно, какими‑то ресурсами федеральные органы исполнительной власти (далее — ФОИВ) управляют, реализуя полномочия федерального собственника, а какими‑то — осуществляя властные функции высшей власти, суверена, определяющего порядок пользования ресурсами, признанными основой жизни и деятельности населения, а также контролирующего этот порядок.
В-четвертых, последние пару лет активно развиваются процессы организационной и сущностной унификации и интеграции всех форм публичного управления.
В-пятых, с 2004 г. все ФОИВ по своему функционалу разделены на три типа: министерства, службы и агентства.
Эти факторы являются общими для земельных и иных природных ресурсов — все они признаны благами общенационального характера, подлежащими публичному регулированию.
Об этом более подробно читайте в этом номере журнала.