Реформирование бухгалтерского учета в России предполагает создание системы бухгалтерских стандартов, основой которых являются Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) [6]. При этом реформирование отечественных бухгалтерских стандартов на основе МСФО предусматривается в сфере учета и отчетности как коммерческих, так и некоммерческих организаций [1].
Несмотря на принятие концептуальных основ учета и отчетности и ряда федеральных бухгалтерских стандартов для государственного сектора, основным нормативным документом, регламентирующим ведение бухгалтерского учета данного сектора, в 2017 г. является приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157 н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — инструкция № 157 н).
Особенностью регламентаций данного нормативного документа, которая существенно отличает его от требований соответствующих МСФО ОС, является значительно меньшая степень вариантности учета. Так, например, в отношении амортизации основных средств и нематериальных активов инструкция № 157 н допускает только линейный метод. Нет возможности выбора варианта последующей оценки данных объектов самими организациями. Отсутствует вариантность и в отношении определения стоимостного критерия разделения активов, стоимость которых не является высокой, на запасы и основные средства. Меньшая степень вариантности наблюдается и в отношении определения структуры и состава форм отчетности [3].
Кроме того, значительным отличием действующего российского законодательства в области бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора от регламентаций МСФО ОС является неприменение ряда подходов, имеющих в МСФО ОС принципиальное значение. К таким отличиям относятся неприменение оценки по справедливой стоимости и отсутствие требований к учету обесценения активов [3].