Закупки являются неотъемлемой составляющей государства, обеспечивающей функционирование всех его институтов. Основой проведения любой государственной политики является сфера государственных закупок, регулирование которой возрастает с каждым годом. Одним из ключевых процессов осуществления государственных закупок является формирование начальной стоимости товаров, работ, услуг. Данный процесс, как и вся сфера закупок, регулируется определенными нормативными и методическими документами, которые, в свою очередь, делятся на федеральные и региональные.
В соответствии с выбранной темой в работе поставлены следующие задачи:
• привести краткую характеристику ключевых нормативных правовых актов, регулирующих сферу закупок РФ;
• описать основные виды документов, определяющих процесс формирования стоимости закупаемых товаров, работ, услуг;
• сравнить методы формирования стоимости закупаемых товаров, работ, услуг, приведенных в федеральных и региональных методических рекомендациях;
• выявить ключевые особенности каждого из описываемых методов формирования стоимости закупаемых товаров, работ, услуг.
Методы исследования: структурный анализ, синтез, классификация, сравнение, дифференциация результатов.
В настоящее время сфера закупок в РФ регулируется тремя основными нормативными актами:
• Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ);
• Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — Закон № 223-ФЗ);
• постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 (далее — постановление № 615).
Подавляющее число закупок на территории РФ осуществляется по Закону № 44-ФЗ. Руководствуясь данным законом, осуществляют закупки федеральные, региональные и муниципальные органы власти (например, в Москве наиболее крупные объемы закупок приходятся на организации, подведомственные Департаменту строительства города Москвы) и большинство государственных учреждений, а именно — казенные и бюджетные.
Закон № 223-ФЗ по праву называют «законом о корпоративных закупках». В рамках данного закона осуществляется значительно меньший объем закупок, чем по Закону № 44-ФЗ. Заказчиками здесь выступают государственные унитарные предприятия (например, ГУП «Мосводосток» или ГУП «Московский метрополитен»), государственные автономные учреждения, государственные компании и корпорации (Сбербанк, Внешэкономбанк), естественные монополии, ресурсоснабжающие организации (АО «Мосэнергосбыт», АО «Мосводоканал») и прочие организации с долей государственного участия более 50%. Закупки по Закону № 223-ФЗ гораздо менее регламентированы, чем по Закону № 44-ФЗ.