Северные территории Российской Федерации — это огромные стратегически важные пространства, несправедливо забытые государственной властью в переходные периоды российской экономики и стабильно усиливающие позиции на современной социально-экономической картограмме страны.
При ограниченном доступе к финансовым ресурсам в условиях непрерывных кризисных мировых тенденций основной миссией регионального управления является сохранение уже достигнутых позиций в экономической, экологической, социальной и других сферах, а также создание оптимальной стратегии дальнейшего роста.
Партнерство и конструктивное сотрудничество, разумное распределение ответственности между властью и бизнесом являются действенным механизмом поддержки социальной стабильности северных регионов, т. е. обеспечение роста экономических показателей при минимизировании социальных рисков на территории присутствия [4].
В настоящее время Российский Север (районы Крайнего Севера, в том числе сухопутные территории Арктической зоны РФ, местности, приравненные к районам Крайнего Севера) занимает около 70 % площади нашей страны. Макрорегион расположен на территории четырех федеральных округов (Сибирский, Уральский, Дальневосточный, Северо-Западный) и относится к пяти экономическим районам (Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Северный, Уральский, Западно-Сибирский). К районам Крайнего Севера полностью или частично относится 21 субъект Российской Федерации [5].
Проблема правового регулирования труда работников Крайнего Севера уже на протяжении нескольких десятков лет остается одной из приоритетных в российской экономике. В последнее время стала наблюдаться тенденция отъезда трудоспособного населения из этих районов. Несмотря на меры социальной государственной поддержки северян, происходит снижение их жизненного уровня. Причинами является сокращение средств, выделяемых из федерального бюджета на статьи расходов северных территорий, и «размытый» механизм реализации правовых норм, которые регулируют трудовые отношения работников Крайнего Севера [3].