По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 323 DOI:10.33920/pol-01-2102-04

Федеральная программа по переселению из районов Крайнего Севера

Е. С. Устинович д-р полит. наук, доцент; заведующая кафедрой экономики, управления и гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Курская государственная сельскохозяйственная академия имени профессора И. И. Иванова» Россия, 305004, г. Курск, ул. Карла Маркса, д. 70, Е-mail: ustinoviches@mail.ru

В настоящей статье рассмотрены основные аспекты социального партнерства власти и бизнеса в целях поддержки социальной стабильности северных регионов России. Рассмотрены основные положения федеральных программ переселения из районов Крайнего Севера.

Литература:

1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru/2018/05/08/presidentukaz204-site-dok. html (дата обращения: 11.06.2018).

2. Горшкова Л. Л. Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. № 17 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennye-garantii-i-kompensatsii-litsam-rabotayuschim-vorganizatsiyah-fi nansiruemyh-iz-federalnogo-byudzheta-raspolozhennyh-v (дата обращения: 06.02.2021).

3. Подгорных Т. И. Правовое регулирование труда работников Крайнего Севера // Достижения науки и образования. 2017. № 6 (19) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanietruda-rabotnikov-kraynego-severa (дата обращения: 06.02.2021).

4. Рахмеева И. И. Экономическая эффективность оценки регулирующего воздействия в регионах России // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2019. — Т. 8, № 1 (26). — С. 273–278. DOI: 10.26140/anie2019-0801-0063.

5. Синенко П. В. Власть и бизнес: роль социального партнерства в развитии северных территорий Российской Федерации // АНИ: экономика и управление. — 2018. — № 3 (24) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/vlast-i-biznes-rol-sotsialnogo-partnerstva-v-razvitii-severnyh-territoriy-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 06.02.2021).

1. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii «O natsionalnykh tseliakh i strategicheskikh zadachakh razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2024 goda» ot 07.05.2018 № 204 [Decree of the President of the Russian Federation «On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024» dated 07.05.2018 No. 204]. [Electronic resource]. — Access mode: https://rg.ru/2018/05/08/president-ukaz204-site-dok.html (date of access: 11.06.2018). (In Russ.)

2. Gorshkova, L. L. Gosudarstvennye garantii i kompensatsii litsam, rabotaiushchim v organizatsiiakh, fi nansiruemykh iz federalnogo biudzheta, raspolozhennykh v raionakh Krainego Severa i priravnennykh k nim mestnostiakh [State guarantees and compensations to persons working in organizations fi nanced from the federal budget located in the Far North and equivalent areas] // Bukhgalterskii uchet v biudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiiakh [Accounting in budgetary and non-profi t organizations]. 2013. No. 17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennye-garantiii-kompensatsii-litsam-rabotayuschim-v-organizatsiyah-fi nansiruemyh-iz-federalnogo-byudzheta-raspolozhennyh-v (date of access: 06.02.2021). (In Russ.)

3. Podgornykh, T. I. Pravovoe regulirovanie truda rabotnikov Krainego Severa [Legal regulation of labor of workers of the Far North] // Dostizheniia nauki i obrazovaniia [Achievements of science and education]. 2017. No. 6 (19). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-truda-rabotnikov-kraynego-severa (date of access: 02/06/2021). (In Russ.)

4. Rakhmeeva, I. I. Ekonomicheskaia eff ektivnost otsenki reguliruiushchego vozdeistviia v regionakh Rossii [Economic effi ciency of regulatory impact assessment in the regions of Russia] // Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie [Azimuth of scientifi c research: economics and management]. 2019. Vol. 8. No. 1 (26). P. 273–278. DOI: 10.26140 / anie-2019-0801-0063. (In Russ.)

5. Sinenko, P. V. Vlast i biznes: rol sotsialnogo partnerstva v razvitii severnykh territorii Rossiiskoi Federatsii [Power and business: the role of social partnership in the development of the northern territories of the Russian Federation] // ANI: ekonomika i upravlenie [ANI: economics and management]. 2018. No. 3 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vlast-i-biznes-rol-sotsialnogo-partnerstva-v-razvitii-severnyh-territoriy-rossiyskoy-federatsii (date of access: 06.02.2021). (In Russ.)

Северные территории Российской Федерации — это огромные стратегически важные пространства, несправедливо забытые государственной властью в переходные периоды российской экономики и стабильно усиливающие позиции на современной социально-экономической картограмме страны.

При ограниченном доступе к финансовым ресурсам в условиях непрерывных кризисных мировых тенденций основной миссией регионального управления является сохранение уже достигнутых позиций в экономической, экологической, социальной и других сферах, а также создание оптимальной стратегии дальнейшего роста.

Партнерство и конструктивное сотрудничество, разумное распределение ответственности между властью и бизнесом являются действенным механизмом поддержки социальной стабильности северных регионов, т. е. обеспечение роста экономических показателей при минимизировании социальных рисков на территории присутствия [4].

В настоящее время Российский Север (районы Крайнего Севера, в том числе сухопутные территории Арктической зоны РФ, местности, приравненные к районам Крайнего Севера) занимает около 70 % площади нашей страны. Макрорегион расположен на территории четырех федеральных округов (Сибирский, Уральский, Дальневосточный, Северо-Западный) и относится к пяти экономическим районам (Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Северный, Уральский, Западно-Сибирский). К районам Крайнего Севера полностью или частично относится 21 субъект Российской Федерации [5].

Проблема правового регулирования труда работников Крайнего Севера уже на протяжении нескольких десятков лет остается одной из приоритетных в российской экономике. В последнее время стала наблюдаться тенденция отъезда трудоспособного населения из этих районов. Несмотря на меры социальной государственной поддержки северян, происходит снижение их жизненного уровня. Причинами является сокращение средств, выделяемых из федерального бюджета на статьи расходов северных территорий, и «размытый» механизм реализации правовых норм, которые регулируют трудовые отношения работников Крайнего Севера [3].

Для Цитирования:
Е. С. Устинович, Федеральная программа по переселению из районов Крайнего Севера. Социальная политика и социальное партнерство. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: