По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 820 DOI:10.33920/nik-01-2406-03

Фашитизация ‘инокультурой’ и «отщепенчество» как реперные точки современной реальности*

Меньшикова Елена Рудольфовна независимый эксперт, Россия, 123056, г. Москва, ул. Васильевская, д. 13, стр. 1, E-mail: elen_menshikova@mail.ru, ORCID: 0000-0002-5738-0732

«Отщепенчество» — это промежуточная культура. Современное «отщепенчество», пропитанное корпоративным духом, молится только одному богу — Обману, модусом (modus vivendi) своего существования считает триаду «удовольствие, желание, потребление», а потому пребывает на низшем уровне органики, для которой важными были (и остаются) «буря и натиск» (по Дарвину и Шиллеру) — эмоции и насилие — те копья, что приводят своего колона (держателя) к успеху ‘примитивным способом’ — уподобляя среди подобных же. «Отщепенчество», толкаясь в очереди робототехники за искусственным интеллектом, сводит всю цивилизацию к «потребительской корзине», надеясь виртуальностью снять головную боль, множа фармакологическую зависимость, развивая космический эскапизм, привыкая и не сопротивляясь искусственной еде и лени, подсаживаясь на иглу «блаженного безделья» и провозглашая манифестом поколения «праздность» как «последний довод королей», таким образом обретая для себя «сословие» — ранжир, — привилегиями равное аристократии. И эта нехитрая упаковка «сливок общества» — так называемых элит — теперь доступна всякому благодаря анонимности, офшорным зонам, разнесенным одуванчиковым десантом по планете, ростовщическим офертам банков, профанации искусства и образования, распылению ширпотреба. Фашитизация ‘инокультурой’ ставит своей целью «нелюбовь к родному» — через презрение к нему, что при систематическом использовании (частом) и без надлежащего погружения в область Знания (объективного и универсального) вселяет ненависть — сначала в умах, а потом в сердцах, ожесточая и обесточивая Разум, подавляя Сознания других сознательно, намеренно размещая в ‘области Тьмы’ невежеством, принуждая к инстинктам — инстинктами оглупляя, исключая ‘самостоятельное осмысление’ — тотально. Слово «фашист» было призвано обозначать людей, объединившихся в единый пучок (от лат. fascis — «связка, пучок») националистической группировки, — «фашисты», именно от «фашиста» следует слово «фашитизация» (сущ. отвлеченного понятия), означающее «процесс» как «деятельность» определенной группы людей — «фашистов». Фашитизация ‘инокультурой’ — процесс формирования чужеродных убеждений в ментальной «среде» отдельно взятого вовлекаемого человека, использующий комплексный подход и системность «расподобления», процесс умаления «человеческого» в Человеке. И «человеческое» в этом контексте рассуждений следует принять как ‘способность человека к ментальной деятельности’, что позволяет ему развивать собственное Сознание до размеров вселенной, создав письменность, и помогает сформировать «Культуру» как ‘сферу познания и отражения мира’ и пространство своего обитания. Готовые конструкции ‘помышления’ — клише, приучающие к «формальности» осмысления всякого «понятия», объясняющего то или иное событие/явление, существо «предмета» или суть происходящего/произошедшего, создают привычку к «привыканию» и «безумному поглощению» — безудержному и пассивному — постороннего «контента», вбираемого внутрь, словно спагетти — залпом, на кластерах — рваных курсах, призванных повысить не столько образование, сколько «самооценку», составленных по краденым шпаргалкам чужих монографий, — дают только временный эффект ‘довольства’ жизнью и собой — и вскоре «жадное накопление», троглодитное, приводит к ‘несварению’, что выливается (каламбур так «каламбур») не только оскудением ума, но и физическим нездоровьем: анемией, апатией, паникой, меланхолией, отчаянием, что, в свою очередь, плодят страхи — инкубами и «капричос» Гойя, а уж из них какие только «гангрены» не выползают! Ненависть — та Медуза-Горгона, что сжирает вас изнутри, причем при полном вашем согласии, образуя ту самую ‘оптимизационную плесень’, что ныне, словно размноженный «портрет Дориана Грея», глумливо взирает на вас из своих амбразур довольства.

* Продолжение. Начало см.: Вопросы культурологии. — 2024. — № 2–5.

** При переводе использовано латинское слово nox, что напрямую отсылает к «ночи» и ‘ночным’ коннотациям, обладая широким, метафорическим «планом выражения», — мы воспользовались денотатом «умственная слепота / неразумие» (Латинско-русский словарь / О.А. Петрученко. — Репринт 9-го издания 1914 года. — М.: Эксмо, 2017. — С. 418) — и таким образом возник неологизм как ‘английская версия’ вводимого философского термина ‘инокультура’, но в английской транскрипции: ‘Nox-Culture’.

Статья поступила 08.12.2023.

Современная культура демонстрирует бесстыдно и назойливо свои «опасные связи» и, словно следуя призыву героя «Трехгрошовой оперы» во имя ‘всеобщего просвещения’, развернула сеть кустарных хозяйств по обеспечению граждан «состоянием довольства и благодушия», развивающим приоритет самости над «Смыслом», заменившим катарсис легким всхлипом. «Все лгут!» и «Все на продажу!» — вот девизы педантичного пройдохи, что привели его на ступень Великого Инквизитора1. ‘Культурные индустрии’ претендуют на ту же роль, не меньше, поскольку представляют собой на современном этапе «чисто коммерческое дело», системное предприятие «лицемерных фраз и клише», штампующее симулякры и паразитирующее на безнравственности, законопослушности и невежестве. И вот «Неспящий полис», программа развития современного мегаполиса — того самого, ставшего «полисом рабского послушания», раболепствующих невежд, прививает то ‘бесчестие, что в чести’! Быть в подчинении, быть управляемым, но сытым до изжоги, наполненным симулякрами как антибиотиками — до краев, но опустошенным, и, при этом, оставаясь в границах полу-знанья и в пределах полу-гуманизма, — такова стратегия ‘культурных индустрий’ на современном этапе. Причина, думается, в резкой смене приоритетов в самом этосе человеческого общежития, возникшей в результате перманентных революций 90-х и разорванной связи времен: поколения беспризорников при потерянных в смуте родителях — та самая генерация «П», что взыскует уже не истины и правды, но денег и праздности, тем самым человеческий потенциал остается гниющим в зародыше. Все это являет нам стратегию разбегающихся галактик — «индустриализация» культуры работает на бескультурье человека. Концепт «Неспящий Полис» поможет разобраться (отчасти, конечно, и не претендуя быть истиной последней инстанции) в закономерностях нестабильности бытия в ‘системе государства’, а наши рефлексии вполне обоснованы, поскольку имеют не только исторические обоснования, но яркие доказательства в герменевтике, многообразных видах искусства и феноменах культуры. И существующий в культурологии «конфликт интерпретаций» лишь подчеркивает, раскрывая, конфликты общественные, стратегические просчеты и антропологические недочеты культурной политики государства (посредством анализа произведений литературы, музыки, живописи), благодаря чему сама идея «неспящего полиса» стала реальна в своей безысходности — Москва с ее ночной иллюминацией денно и нощно — тому подтверждение…2

Для Цитирования:
Меньшикова Елена Рудольфовна, Фашитизация ‘инокультурой’ и «отщепенчество» как реперные точки современной реальности*. Вопросы культурологии. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: