* Продолжение. Начало см.: Вопросы культурологии. — 2024. — № 2–5.
** При переводе использовано латинское слово nox, что напрямую отсылает к «ночи» и ‘ночным’ коннотациям, обладая широким, метафорическим «планом выражения», — мы воспользовались денотатом «умственная слепота / неразумие» (Латинско-русский словарь / О.А. Петрученко. — Репринт 9-го издания 1914 года. — М.: Эксмо, 2017. — С. 418) — и таким образом возник неологизм как ‘английская версия’ вводимого философского термина ‘инокультура’, но в английской транскрипции: ‘Nox-Culture’.
Статья поступила 08.12.2023.
Современная культура демонстрирует бесстыдно и назойливо свои «опасные связи» и, словно следуя призыву героя «Трехгрошовой оперы» во имя ‘всеобщего просвещения’, развернула сеть кустарных хозяйств по обеспечению граждан «состоянием довольства и благодушия», развивающим приоритет самости над «Смыслом», заменившим катарсис легким всхлипом. «Все лгут!» и «Все на продажу!» — вот девизы педантичного пройдохи, что привели его на ступень Великого Инквизитора1. ‘Культурные индустрии’ претендуют на ту же роль, не меньше, поскольку представляют собой на современном этапе «чисто коммерческое дело», системное предприятие «лицемерных фраз и клише», штампующее симулякры и паразитирующее на безнравственности, законопослушности и невежестве. И вот «Неспящий полис», программа развития современного мегаполиса — того самого, ставшего «полисом рабского послушания», раболепствующих невежд, прививает то ‘бесчестие, что в чести’! Быть в подчинении, быть управляемым, но сытым до изжоги, наполненным симулякрами как антибиотиками — до краев, но опустошенным, и, при этом, оставаясь в границах полу-знанья и в пределах полу-гуманизма, — такова стратегия ‘культурных индустрий’ на современном этапе. Причина, думается, в резкой смене приоритетов в самом этосе человеческого общежития, возникшей в результате перманентных революций 90-х и разорванной связи времен: поколения беспризорников при потерянных в смуте родителях — та самая генерация «П», что взыскует уже не истины и правды, но денег и праздности, тем самым человеческий потенциал остается гниющим в зародыше. Все это являет нам стратегию разбегающихся галактик — «индустриализация» культуры работает на бескультурье человека. Концепт «Неспящий Полис» поможет разобраться (отчасти, конечно, и не претендуя быть истиной последней инстанции) в закономерностях нестабильности бытия в ‘системе государства’, а наши рефлексии вполне обоснованы, поскольку имеют не только исторические обоснования, но яркие доказательства в герменевтике, многообразных видах искусства и феноменах культуры. И существующий в культурологии «конфликт интерпретаций» лишь подчеркивает, раскрывая, конфликты общественные, стратегические просчеты и антропологические недочеты культурной политики государства (посредством анализа произведений литературы, музыки, живописи), благодаря чему сама идея «неспящего полиса» стала реальна в своей безысходности — Москва с ее ночной иллюминацией денно и нощно — тому подтверждение…2