По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 820 DOI:10.33920/nik-01-2405-03

Фашитизация ‘инокультурой’ и «отщепенчество» как реперные точки современной реальности*

Меньшикова Елена Рудольфовна независимый эксперт, Россия, 129344, г. Москва, ул. Енисейская, д. 16/21, кв. 58, E-mail: elen_menshikova@mail.ru, ORCID: 0000-0002-5738-0732

«Отщепенчество» — это промежуточная культура. Современное «отщепенчество», пропитанное корпоративным духом, молится только одному богу — Обману, модусом (modus vivendi) своего существования считает триаду «удовольствие, желание, потребление», а потому пребывает на низшем уровне органики, для которой важными были (и остаются) «буря и натиск» (по Дарвину и Шиллеру) — эмоции и насилие — те копья, что приводят своего колона (держателя) к успеху ‘примитивным способом’ — уподобляя среди подобных же. «Отщепенчество», толкаясь в очереди робототехники за искусственным интеллектом, сводит всю цивилизацию к «потребительской корзине», надеясь виртуальностью снять головную боль, множа фармакологическую зависимость, развивая космический эскапизм, привыкая и не сопротивляясь искусственной еде и лени, подсаживаясь на иглу «блаженного безделья» и провозглашая манифестом поколения «праздность» как «последний довод королей», таким образом обретая для себя «сословие» — ранжир, — привилегиями равное аристократии. И эта нехитрая упаковка «сливок общества» — так называемых элит — теперь доступна всякому благодаря анонимности, офшорным зонам, разнесенным одуванчиковым десантом по планете, ростовщическим офертам банков, профанации искусства и образования, распылению ширпотреба. Фашитизация ‘инокультурой’ ставит своей целью «нелюбовь к родному» — через презрение к нему, что при систематическом использовании (частом) и без надлежащего погружения в область Знания (объективного и универсального) вселяет ненависть — сначала в умах, а потом в сердцах, ожесточая и обесточивая Разум, подавляя Сознания других сознательно, намеренно размещая в ‘области Тьмы’ невежеством, принуждая к инстинктам — инстинктами оглупляя, исключая ‘самостоятельное осмысление’ — тотально. Слово «фашист» было призвано обозначать людей, объединившихся в единый пучок (от лат. fascis — «связка, пучок») националистической группировки, — «фашисты», именно от «фашиста» следует слово «фашитизация» (сущ. отвлеченного понятия), означающее «процесс» как «деятельность» определенной группы людей — «фашистов». Фашитизация ‘инокультурой’ — процесс формирования чужеродных убеждений в ментальной «среде» отдельно взятого вовлекаемого человека, использующий комплексный подход и системность «расподобления», процесс умаления «человеческого» в Человеке. И «человеческое» в этом контексте рассуждений следует принять как ‘способность человека к ментальной деятельности’, что позволяет ему развивать собственное Сознание до размеров вселенной, создав письменность, и помогает сформировать «Культуру» как ‘сферу познания и отражения мира’ и пространство своего обитания. Готовые конструкции ‘помышления’ — клише, приучающие к «формальности» осмысления всякого «понятия», объясняющего то или иное событие/явление, существо «предмета» или суть происходящего/произошедшего, создают привычку к «привыканию» и «безумному поглощению» — безудержному и пассивному — постороннего «контента», вбираемого внутрь, словно спагетти — залпом, на кластерах — рваных курсах, призванных повысить не столько образование, сколько «самооценку», составленных по краденым шпаргалкам чужих монографий, — дают только временный эффект ‘довольства’ жизнью и собой — и вскоре «жадное накопление», троглодитное, приводит к ‘несварению’, что выливается (каламбур так «каламбур») не только оскудением ума, но и физическим нездоровьем: анемией, апатией, паникой, меланхолией, отчаянием, что, в свою очередь, плодят страхи — инкубами и «капричос» Гойя, а уж из них какие только «гангрены» не выползают! Ненависть — та Медуза-Горгона, что сжирает вас изнутри, причем при полном вашем согласии, образуя ту самую ‘оптимизационную плесень’, что ныне, словно размноженный «портрет Дориана Грея», глумливо взирает на вас из своих амбразур довольства.

* Продолжение. Начало см.: Вопросы культурологии. — 2024. — № 2, 3.

** При переводе использовано латинское слово nox, что напрямую отсылает к «ночи» и ‘ночным’ коннотациям, обладая широким, метафорическим «планом выражения», — мы воспользовались денотатом «умственная слепота / неразумие» (Латинско-русский словарь / О.А. Петрученко. — Репринт 9-го издания 1914 года. — М.: Эксмо, 2017. — С. 418) — и таким образом возник неологизм как ‘английская версия’ вводимого философского термина ‘инокультура’, но в английской транскрипции: ‘Nox-Culture’.

Статья поступила 08.12.2023.

(продолжение)

В последнее время иносказание в научных кругах воспринимается в штыки, особенно остро реагируют на метафоры (одиночные или развернутые) — собственно на «образную речь», витиеватость слога, при явной логике суждений, выражаемой внятным русским языком, что на фоне разрастающейся лихорадкой «канцелярской эпидемии» в контексте ‘диктата англицизмов’ с обширной суффиксацией на -ция, -ность и т.п., ставшего уже «нормой», оказывается ‘избыточным явлением’, словно лишняя виньетка, меняющая геометрический орнамент на растительный — как бы бегство из постиндустриального рая в средневековую не схоластику, но «мир труверов и трубадуров» — анти-рай, а значит, запретный, грешный, как «сад наслаждений» Босха, ‘ад для всякого мышления’. Явная и даже не скрываемая агрессия на такую речь, полную иносказанного Смысла, вызывает в памяти жизненную трагедию А. Платонова, которого за «иносказательность» окрестили ‘юродивым’ и определили таким образом его «место» в иерархии «соцреализма». Однако в своем докладе я предпочла использовать приемы метафорики с тем, чтобы избежать соотнесенности моих суждений и положений, вынесенных в заглавие, с инвективами, что могут задеть чье-либо самолюбие. Однако острота восприятия, проявленная непосредственно на заседании секции Х Конгресса этнографов и антропологов России (03.07.2013 в НИИ Киноискусства), выявила актуальность рассматриваемой мною темы” (июль, 2013 г.).

Для Цитирования:
Меньшикова Елена Рудольфовна, Фашитизация ‘инокультурой’ и «отщепенчество» как реперные точки современной реальности*. Вопросы культурологии. 2024;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: