По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 820 DOI:10.33920/nik-01-2402-02

Фашитизация ‘инокультурой’ и «отщепенчество» как реперные точки современной реальности

Меньшикова Елена Рудольфовна независимый эксперт, Россия, 129344, г. Москва, ул. Енисейская, д. 16/21, кв. 58, E-mail: elen_menshikova@mail.ru, ORCID: 0000-0002-5738-0732

«Отщепенчество» — это промежуточная культура. Современное «отщепенчество», пропитанное корпоративным духом, молится только одному богу — Обману, модусом (modus vivendi) своего существования считает триаду «удовольствие, желание, потребление», а потому пребывает на низшем уровне органики, для которой важными были (и остаются) «буря и натиск» (по Дарвину и Шиллеру) — эмоции и насилие — те копья, что приводят своего колона (держателя) к успеху ‘примитивным способом’ — уподобляя среди подобных же. «Отщепенчество», толкаясь в очереди робототехники за искусственным интеллектом, сводит всю цивилизацию к «потребительской корзине», надеясь виртуальностью снять головную боль, множа фармакологическую зависимость, развивая космический эскапизм, привыкая и не сопротивляясь искусственной еде и лени, подсаживаясь на иглу «блаженного безделья» и провозглашая манифестом поколения «праздность» как «последний довод королей», таким образом обретая для себя «сословие» — ранжир, — привилегиями равное аристократии. И эта нехитрая упаковка «сливок общества» — так называемых элит — теперь доступна всякому благодаря анонимности, офшорным зонам, разнесенным одуванчиковым десантом по планете, ростовщическим офертам банков, профанации искусства и образования, распылению ширпотреба. Фашитизация ‘инокультурой’ ставит своей целью «нелюбовь к родному» — через презрение к нему, что при систематическом использовании (частом) и без надлежащего погружения в область Знания (объективного и универсального) вселяет ненависть — сначала в умах, а потом в сердцах, ожесточая и обесточивая Разум, подавляя Сознания других сознательно, намеренно размещая в ‘области Тьмы’ невежеством, принуждая к инстинктам — инстинктами оглупляя, исключая ‘самостоятельное осмысление’ — тотально. Слово «фашист» было призвано обозначать людей, объединившихся в единый пучок (от лат. fascis — «связка, пучок») националистической группировки, — «фашисты», именно от «фашиста» следует слово «фашитизация» (сущ. отвлеченного понятия), означающее «процесс» как «деятельность» определенной группы людей — «фашистов». Фашитизация ‘инокультурой’ — процесс формирования чужеродных убеждений в ментальной «среде» отдельно взятого вовлекаемого человека, использующий комплексный подход и системность «расподобления», процесс умаления «человеческого» в Человеке. И «человеческое» в этом контексте рассуждений следует принять как ‘способность человека к ментальной деятельности’, что позволяет ему развивать собственное Сознание до размеров вселенной, создав письменность, и помогает сформировать «Культуру» как ‘сферу познания и отражения мира’ и пространство своего обитания. Готовые конструкции ‘помышления’ — клише, приучающие к «формальности» осмысления всякого «понятия», объясняющего то или иное событие/явление, существо «предмета» или суть происходящего/произошедшего, создают привычку к «привыканию» и «безумному поглощению» — безудержному и пассивному — постороннего «контента», вбираемого внутрь, словно спагетти — залпом, на кластерах — рваных курсах, призванных повысить не столько образование, сколько «самооценку», составленных по краденым шпаргалкам чужих монографий, — дают только временный эффект ‘довольства’ жизнью и собой — и вскоре «жадное накопление», троглодитное, приводит к ‘несварению’, что выливается (каламбур так «каламбур») не только оскудением ума, но и физическим нездоровьем: анемией, апатией, паникой, меланхолией, отчаянием, что, в свою очередь, плодят страхи — инкубами и «капричос» Гойя, а уж из них какие только «гангрены» не выползают! Ненависть — та Медуза-Горгона, что сжирает вас изнутри, причем при полном вашем согласии, образуя ту самую ‘оптимизационную плесень’, что ныне, словно размноженный «портрет Дориана Грея», глумливо взирает на вас из своих амбразур довольства.

* При переводе использовано латинское слово nox, что напрямую отсылает к «ночи» и ‘ночным’ коннотациям, обладая широким, метафорическим «планом выражения», — мы воспользовались денотатом «умственная слепота / неразумие» (Латинско-русский словарь / О.А. Петрученко. — Репринт 9-го издания 1914 года. — М.: Эксмо, 2017. — С. 418) — и таким образом возник неологизм как ‘английская версия’ вводимого философского термина ‘инокультура’, но в английской транскрипции: ‘Nox-Culture’.

Статья поступила 08.12.2023.

Томясь Сократом, примеряя его сандалии, о цикуте помня, но более о его «гражданском подвиге», и дабы снять лакуны в «постижении» культурософского характера, наши рассуждения будут включать «фундаментальную проблему Сознания» — так, словно ведомые двумя русскими Вергилиями — А. Суворовым и С. Капицей, следуя их основным кредо: «Теория без практики слепа, а практика без теории бесполезна» и «Учить нужно не знаниям, но пониманию», — они будут междисциплинарны по сути, а это обусловлено самим фактом их ‘природной спеленутости’ — майевтическим узлом: по-сократовски — Сознанием: областью «понимания» и «восприятия», и что, развивая ‘понимание’ и ‘восприятие’, Знанию реципиента придают — нет, не уверенность — но крылья иль колеса — кто на чем привык передвигаться в актуальности дня сегодняшнего! — в той самой тотальной трансформации общества, что в сшибке ‘культурных бифуркаций’ вдруг обнаруживает ‘антропологический сбой’ в лике самого человечества.

Уже 10 лет как в Москве реорганизован Институт культурологии, чьи основы были заложены чаяниями и стараниями Дмитрия Сергеевича Лихачева, который определял «культурологию» как «Науку о Культуре», для которой главным был и остается (вопреки стараниям оптимизаторов) ‘поиск и сохранение Смыслов, в ней заложенных’. Сократ был признан «повивальной бабкой философии» — без академических регалий, но мне вполне хватило бы такого вот прозвища: ‘майя смыслов’, точнее — «мыслящих тростников», и, как мне думается, нет ничего важнее для философа-культуролога, чем Смысл артефакта/феномена/явления в «культуре» Человека, чье существование оправдано только тем, ‘что он создает’ и ‘что’ оставит после себя: предметно и для других и ‘на радость другим’. Заметим, всякое истинное культурологическое исследование, нацеленное на поиск Смысла, словно сеттер на куропатку, начиная с постановки цели с последующим исполнением задач, не столько обязано, но просто обречено на «просвещение», поскольку может ‘просветить’ всякого, кто стремится познать Мiр, чтобы стать ‘гражданином’ — не мира, но родной страны, — а это задача фундаментальная, она же онтологическая. Однако это именно то, что, по мнению Сергея Капицы, несет, приумножая Духом, ‘междисциплинарный подход в «науке»’, который, словно рублевская «Троица», многим открывает глаза не только на Мiр, но и на суть вещей, с чем, полагаю, мог бы согласиться и сам Дмитрий Сергеевич.

Для Цитирования:
Меньшикова Елена Рудольфовна, Фашитизация ‘инокультурой’ и «отщепенчество» как реперные точки современной реальности. Вопросы культурологии. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: