Курс государства на цифровизацию экономики заставляет каждое ведомство искать пути для выполнения требуемых задач. Федеральная антимонопольная служба здесь не является исключением. Многосторонность рынков, охваченных цифровыми платформами, стирание географических границ, многообразие способов монетизации, возрастающая роль интеллектуальной собственности и информации в управлении современной экономики требуют пересмотра подходов к антимонопольному регулированию и правоприменению. Об этом говорил заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский, представляя Пятый «цифровой» антимонопольный пакет поправок на Юридическом форуме, организованном газетой «Ведомости» в апреле текущего года. Документ представляет собой законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и предусматривает несколько ключевых позиций.
1. Введение новых критериев для определения доминирования на товарных рынках. Их два: во-первых, владение инфраструктурой (платформой), которая предназначена для организации и обеспечения взаимодействия других хозяйствующих субъектов и (или) потребителей. И, во-вторых, наличие «сетевого эффекта», позволяющего получать компании экономические преимущества от количества пользователей инфраструктуры (платформы), в том числе посредством сбора и обработки данных. Причем соответствие лишь одному из указанных критериев не дает права говорить о доминировании, рассматриваться они могут только в совокупности.
2. Новые подходы контроля экономической концентрации. Среди них новый критерий предварительного согласования сделок — объем сделки превышает 7 млрд рублей; максимальная открытость информации о рассмотрении ходатайств; новый вид предписания об устранении дискриминационного доступа к данным, в том числе данным о потребителях.
3. Новые подходы контроля исполнения предписаний ФАС России. Служба оставляет за собой право в случае неисполнения предписания обратиться в суд
− с иском о разрешении использования на территории России в интересах развития конкуренции результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих лицу, которому было выдано предписание;