Многочисленные исследования демографической ситуации на рынке труда предвосхищают дефицит рабочей силы во многих отраслях экономики. Особенно чувствительно это в узкоспециализированных отраслях индустрии, например, в фармацевтической. Это отчетливо видно по количеству резюме на вакансию в сравнении с другими отраслями. В России в среднем на одну вакансию приходится 7,3 резюме, а в профобласти «медицина / фармацевтика» — только 2,3 резюме.
Положение обостряется еще и тем, что среднее количество трудовых ресурсов падает с каждым годом. По прогнозам Минтруда России, к 2025 г. количество населения трудоспособного возраста уменьшится на 7 млн. Это наиболее остро ощущается в тех отраслях, в которых изначально используются высококвалифицированные трудовые ресурсы. Многие фармацевтические компании уже почувствовали нехватку на рынке труда и начинают активно задумываться над конкуренцией и выходом из этого положения.
Какие пути есть у компаний? Первый путь — стать работодателем № 1 для текущих трудовых ресурсов. Второй путь — выход на новые целевые аудитории, расширение рынка кандидатов. Какие-то из компаний работают в обоих направлениях, одновременно повышая свою привлекательность для текущего рынка кандидатов и создавая возможность для переманивания кандидатов из других отраслей.
Какие отрасли могут быть «донорами» для фарминдустрии, помимо фармкомпаний, аптек и медицинских центров (клиник, лабораторий, больниц, диагностических центров)? Очевидны следующие две индустрии, из которых многие компании уже рассматривают кандидатов, а именно:
• FMCG, особенно международные компании, если говорить о международных фармацевтических компаниях, где понятна культура, умение работать в международной организации, выстроены процессы — на офисные позиции, маркетинг и даже продажи;
• дистрибьюторы медоборудования, оснащения производств и лабораторий, ортопедические салоны — преимущественно на позиции продаж.
А вот следующие отрасли, откуда компании также могут привлекать талантливых сотрудников, не столь очевидны, но тем не менее они могут стать потенциальным источником кандидатов: