Дата поступления рукописи в редакцию: 04.09.2025.
Дата принятия рукописи в печать: 10.09.2025.
Фармацевтический рынок на постоянной основе подвержен ряду различных изменений. Они происходят по причине влияния геополитических изменений, тенденций как на мировом, так и на внутреннем рынках, а также внедрения инновационных технологий. Российская Федерация находится в состоянии ограниченного доступа к передовым технологиям, которые активно используют фармацевтические компании западных стран, фармацевтическим субстанциям и в целом международному сотрудничеству [3].
Эксперты отмечают тенденцию к росту рынка лекарственных препаратов, которая также ярко выражена и в 2025 г. При этом особенный прирост демонстрируется сегментом государственных закупок. Объемы государственных закупок увеличиваются не только в упаковках, но и в денежных объемах. По итогам первого квартала 2025 г. прирост превысил 20%. Стоит учитывать, что данная тенденция наблюдается в разных портфелях: от психоневрологических препаратов до противопростудных. Данный аспект связан в первую очередь с тем, что на рынке спросом пользуются дженерики, которые значительно дешевле оригинальных препаратов, а уровень их эффективности аналогичен. Более детальная информация по объемам фармацевтического рынка лекарственных препаратов показана на рисунке 1.
На рисунке продемонстрированы фактические данные за 2020–2024 гг., 2025 г. представлен в формате прогнозных значений, которые рассчитаны на основании статистических данных первого полугодия. Несмотря на особый интерес к сегменту государственных закупок, который по плану в 2025 г. продемонстрирует самые высокие показатели за последнее десятилетие, необходимо отдельное внимание уделить аптечному сегменту. Аптечный сегмент подразумевает под собой розничные продажи, и несмотря на стабильный ежегодный прирост, который варьируется от 4 до 15%, увеличение объемов продаж наблюдается исключительно в денежном выражении. Даже с учетом выхода на рынок дженериков, которые стоят значительно дешевле оригинальных препаратов, большая часть населения отдает свое предпочтение тем препаратам, которыми они пользовались раннее. Не последнюю роль в окончательном выборе играет и известность бренда производителя. Согласно статистике аптечных сетей, более 65% покупателей приобретают препараты зарубежных производителей и отказываются от покупок отечественных аналогов [1].