По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Фармацевтическая отрасль и возможности реализации лекарственных товаров через сеть сеть Интернет

Развитие цифровых технологий поставило перед обществом вопрос формирования онлайн-торговли. Если большинство товаров уже сейчас можно приобрести через сеть Интернет, то лекарственные средства купить в Сети не так просто. Жесткая законодательная регламентация вопросов связана с несколькими аспектами: предупреждением распространения наркотических средств и иных рецептурных препаратов, реализацией прав граждан на получение объективной информации о товаре и многом другом. При этом автор фиксирует, что в некоторых случаях власти, не разрешая интернет-торговлю отдельными лекарственными препаратами, больше настроены на предупреждение, чем на цифровое развитие российской экономики. Зарубежные государства, где проект цифровизации в системе фармацевтики уже давно реализован, разрешают аптекам торговать некоторыми рецептурными препаратами без каких-либо ограничений. В России такие инициативы только рассматриваются Государственной Думой.

Литература:

1. Каращук О. С., Майорова Е. А. Поколение потребителей и их влияние на ассортимент в торговле // Российское предпринимательство. — 2018. — Т. 19, № 11. — С. 3335–3346.

В 2018 г. через офлайновые аптеки было продано почти 5,5 млрд упаковок лекарственных средств. Общая сумма реализованных лекарств составила почти триллион рублей. Если сравнивать эти показатели с 2017 г., то выясняется, что общие продажи лекарств выросли сразу на 4,5 % в стоимостном выражении, на 5 % — в натуральном выражении. Рост продаж стал самым низким за последние 10 лет.

Емкость рынка в 2018 г. составила почти 88 млрд руб. (рынок показал прирост реализации по сравнению с аналогичным октябрем 2017 г.). При этом средняя стоимость упаковки лекарств на коммерческом рынке выросла до 192 руб. 60 % упаковок лекарственных препаратов в 2018 г. были препаратами, произведенными на территории РФ. Однако из-за низкой стоимости одной единицы только 30 % рынка приходится на российских производителей.

Что касается разделения по линии «рецептурный — безрецептурный препарат», то здесь соотношение составляет 35 % к 65 % (стоимостное выражение несколько иное: рецептурные препараты занимают 51 % рынка, безрецептурный — 48 %).

В первом квартале 2019 г. объем продаж составил почти 240 млрд руб. в стоимостном выражении, или около 1 млрд 200 млн упаковок.

Что касается биологически активных добавок, аптечной косметики и парафармацевтики, то здесь фиксируются разнонаправленные показатели.

БАДы: объем продаж за первые 12 недель 2019 г. увеличился почти на 10 % по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. Общий объем продаж составил почти 13,7 млрд руб. Однако в это же время эксперты зафиксировали, что продажи в натуральных единицах уменьшились на 10 %. Общий показатель — почти 72 млрд руб.

«Аптечная косметика» — за указанный период времени фиксируется постоянное снижение показателей. Стоимостное выражение — на 3,3 %; натуральное выражение — на 12,5 %. Товарооборот такой косметики в результате составил 10 млрд руб. и 39 млн упаковок.

«Парафармацевтика» — за первый квартал 2019 г. серьезно снизилась. Показатели упали почти на 21 % (105 млн штук упаковок) по натуральному выражению. В это же время стоимостные показатели улучшились — 23 млрд руб. и +1 %.

Для Цитирования:
Руслан Павлович Скоромыльский, Фармацевтическая отрасль и возможности реализации лекарственных товаров через сеть сеть Интернет. Экономист лечебного учреждения. 2019;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: