Цель — рассмотреть тактики медикаментозного лечения беременных с COVID-19, выделить тенденции в ведении этой группы больных, оценить эффективность применяемых лекарственных средств и их безопасность в отношении здоровья плода.
В качестве материалов данной работы были использованы статьи с электронных ресурсов eLibrary, Pubmed, КиберЛенинка, а также данные из методических рекомендаций Минздрава России и ВОЗ. Были проведены анализ и синтез информации из приведенных выше источников.
Как и в случае любого заболевания, лечение COVID-19 подразделяется на этиотропное, патогенетическое и симптоматическое, в осложненных случаях также проводят антибактериальную терапию.
Этиотропное лечение для рассматриваемой нами группы не разработано, так как большинство препаратов этой категории, применяемых в случаях заболевания COVID-19, противопоказано для беременных. Во временных рекомендациях МЗ РФ указано о возможности использования противовирусных препаратов с учетом их эффективности против COVID-19 по жизненным показаниям, позднее было предложено назначение комбинации лопинавир + ритонавир, но в силу спорных результатов исследований МЗ РФ в настоящее время не рекомендует ее к использованию, так же как и хлорохин/гидроксихлорохин. Однако ряд исследований (как зарубежных, так и отечественных) однозначно указывает на эффективность, а главное, безопасность для беременной и плода двух последних препаратов, даже несмотря на кардиотоксичность гидроксихлорохина и его способность преодолевать трансплацентарный барьер.
В принципах патогенетической терапии расхождений мнений у российских и иностранных специалистов почти не возникает. Основным звеном этого вида лечения являются ГКС, причем не рекомендуется отдавать предпочтение дексаметазону, так как его проникновение через плаценту значительно по сравнению с другими ГКС. По жизненным показателям возможно применение ингибиторов IL-6 (Тоцилизумаб, Сарилумаб). Учитывая повышенный риск тромбозов, в целях профилактики назначают НМГ, в частности Эноксапарин, не проникающий через плаценту и, следовательно, безопасный для плода. В определенных случаях, если потенциальная польза превышает потенциальный риск для матери и плода, разрешено использование моноклональных антител. Также существуют исследования об эффективности сурфактант-терапии.