В настоящее время хроническая сердечная недостаточность (ХСН) признается одной из важнейших проблем медицины, характеризующейся высокой распространенностью на территории Российской Федерации (7– 10 % пациентов в различных регионах [1]). При этом отмечается тенденция к увеличению количества пациентов с ХСН I–IV ФК — от 4,9 (в 1998 году) до 8,8 % (в 2014 году) с особо значимым увеличением доли пациентов с тяжелой (III–IV ФК) ХСН: с 1,2 до 4,1 %. Так, за 16 лет анализа число пациентов с ХСН увеличилось в 2 раза (с 7,18 млн до 14,92 млн), а пациентов с тяжелой ХСН III–IV ФК — в 3,4 раза (с 1,76 млн до 6,0 млн человек) [2]. В РФ основными причинами ХСН являются артериальная гипертония (АГ) и ишемическая болезнь сердца (ИБС) [3].
Хорошо известно, что 5- и 10-летняя выживаемость пациентов с ХСН составляет 50 и 10% [4], а уровень годовой смертности по причине ХСН превышает таковую при инфаркте миокарда (ИМ), и это несмотря на довольно большой прогресс, достигнутый в терапии данного заболевания в последние годы. Анализ документации терапевтических стационаров показал, что ХСН фигурирует в диагнозе у более 90% больных, а каждый второй случай госпитализации в кардиологическое отделение обусловлен декомпенсацией ХСН.
Современная терапия позволила уменьшить как количество повторных госпитализаций в связи с декомпенсацией ХСН, так и смертность. Тем не менее в РФ средняя годовая смертность среди пациентов с ХСН I–IV ФК составляет 6%, а среди пациентов с клинически выраженной ХСН — 12% [5].
Экономические затраты, ассоциированные с ХСН, уже в 2014 году составляли около 520 млрд руб. [6], что является существенным бременем для отечественной системы здравоохранения. При этом понятно, что в связи с неуклонным старением населения и ростом числа пациентов с ХСН [1], а также тарифов на медицинские услуги и стоимость лекарственной терапии, прогнозируемые затраты на ведение пациентов с ХСН будут прогрессивно увеличиваться. В индустриально развитых странах затраты, связанные с ХСН, составляют 1–2% от общих затрат на здравоохранение и до 10% от общих трат на терапию сердечно-сосудистых заболеваний, из них 62–75% расходуется на стационарное лечение [7, 8]. Анализ текущих затрат и роста распространенности ХСН позволяет предположить, что в период с 2012 по 2030 год общие затраты увеличатся на 127% [9]. Именно вследствие этого реформа здравоохранения 2010 года в США поставила ключевой целью снижение количества повторных госпитализаций при ХСН для достижения потенциального снижения затрат на ведение пациентов с ХСН [10]. Это обуславливает важность изучения проблемы СН в РФ для улучшения практики ведения таких пациентов и соблюдения принципов, изложенных в клинических рекомендациях [5], что позволит снизить затраты системы здравоохранения на стационарное лечение пациентов и улучшить клинические исходы.