В настоящее время в конкурентной борьбе необходимо активно использовать преимущества международного разделения труда, которыми успешно овладели мощные национальные и транснациональные компании. В качестве примера такой российской газовой компании до последнего времени служил «Газпром». Однако в последние годы из-за жестких политико-экономических санкций со стороны западных держав его возможности значительно сузились, в том числе и из-за отсутствия у него значительных мощностей по сжижению природного газа (СПГ) [3]. Только крупные компании имеют возможность в нынешних условиях успешно создавать кооперационные связи и осуществлять наращивание экспортного потенциала в сырьевых отраслях экономики.
В условиях рынка каждая компания вынуждена следить за действиями конкурентов и вырабатывать стратегию конкурентной борьбы. Конкуренция на разных рынках может значительно отличаться. Известный американский экономист Майкл Портер разделил все действующие элементы, которые характеризуют уровень конкуренции в какой-либо отрасли, на пять групп: покупатели, продавцы, продукция-заменитель, новые поставщики или клиенты, внутриотраслевая конкуренция. Эта концепция пяти сил конкуренции дает возможность проводить анализ интенсивности отраслевой конкуренции [5]. Оценка существующих конкурентов и вероятности появления новых дает возможность организовать некоторые входные барьеры: проведение ценовой конкуренции за счет снижения цены на продукцию, которой можно добиться путем экономии на объеме и опыте производства уже давно работающих в отрасли компаний, что обеспечивает низкие издержки; улучшение качества услуг при продаже и послепродажном обслуживании продукции; опора на известные покупателям и уже зарекомендовавшие себя торговые бренды. «Газпром» до введения санкций вполне обладал такими возможностями [1, 2].
Мощь поставщиков зависит от наличия больших экспортных компаний, слабости или даже отсутствия заменителей экспортируемой продукции. Выгодными являются небольшая зависимость от конкретного заказчика изза значительного числа заказчиков — потребителей данной продукции, важное значение поставляемой продукции, особенно сырьевой, способность поставщика присоединить компанию-импортера к себе путем вертикальных интеграционных вариантов. В свою очередь, компании-импортеры также осуществляют значительное воздействие на экспортера продукции, которое выражается в стремлении снизить цену на поставляемую продукцию, в том числе за счет увеличения числа конкурирующих поставщиков, в требовании более качественного обслуживания и соблюдения экологических норм. Для укрепления своих позиций импортеры продукции стараются объединяться в коллективы и действовать сообща, выдвигая к поставщику единые требования. При этом большое значение имеет степень необходимости и важности приобретаемой продукции, особенно сырьевой.