По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Факторы успеха компаний, экспортирующих сырьевую продукцию, в условиях роста конкуренции

Ждановских Р. М. ассистент кафедры мировой экономики, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»

Автор освещает вопросы возрастания конкурентного противостояния на международном рынке сырьевой продукции, включая газовую.

Литература:

1. Гладков, И. С. Мирохозяйственная эволюция и международная торговля: тренды 2023 // Власть. — 2024. — Т. 32. — № 4. — С. 187–192.

2. Гладков, И. С. Мирохозяйственная динамика и международная торговля: новые тренды // Власть. — 2023. — Т. 31. — № 1. — С. 142–147.

3. Ждановских, Р. М. Возрастание конкуренции для российского трубопроводного газового экспорта в Европу из-за роста потребления СПГ // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. — 2022. — № 9. — С. 4–8.

4. Ждановских, Р. М. Проблема обеспечения надежности российского газового экспорта в дальнее зарубежье // Международная торговля и торговая политика. — 2020. — Т. 6. — № 2 (22). — С. 117–130.

5. Портер, М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. — М.: Международные отношения, 1993. — 896 с.

6. Rockart, John F. The changing role of the information systems executive: a critical success factors perspective // Sloan Management Review Fall. — 1982. — № 24. — P. 3–13.

1. Gladkov, I. S. World economic evolution and international trade: trends 2023. Power. 2024, Vol. 32, No. 4, P. 187–192.

2. Gladkov, I. S. World economic dynamics and international trade: new trends. Power. 2023, Vol. 31, No. 1, pp. 142–147.

3. Zhdanovskikh, R. M. Increasing competition for Russian pipeline gas exports to Europe due to the growth of LNG consumption. Customs regulation. Customs control. 2022, No. 9, pp. 4–8.

4. Zhdanovskikh, R. M. The problem of ensuring the reliability of Russian gas exports to foreign countries. International trade and trade policy. 2020, T. 6, No. 2 (22), pp. 117–130.

5. Porter, M. International competition: Competitive advantages of countries. M.: International Relations, 1993, 896 p.

6. Rockart, John F. The changing role of the information systems executive: a critical success factors perspective. Sloan Management Review Fall 1982, 24, pp. 3–13.

В настоящее время в конкурентной борьбе необходимо активно использовать преимущества международного разделения труда, которыми успешно овладели мощные национальные и транснациональные компании. В качестве примера такой российской газовой компании до последнего времени служил «Газпром». Однако в последние годы из-за жестких политико-экономических санкций со стороны западных держав его возможности значительно сузились, в том числе и из-за отсутствия у него значительных мощностей по сжижению природного газа (СПГ) [3]. Только крупные компании имеют возможность в нынешних условиях успешно создавать кооперационные связи и осуществлять наращивание экспортного потенциала в сырьевых отраслях экономики.

В условиях рынка каждая компания вынуждена следить за действиями конкурентов и вырабатывать стратегию конкурентной борьбы. Конкуренция на разных рынках может значительно отличаться. Известный американский экономист Майкл Портер разделил все действующие элементы, которые характеризуют уровень конкуренции в какой-либо отрасли, на пять групп: покупатели, продавцы, продукция-заменитель, новые поставщики или клиенты, внутриотраслевая конкуренция. Эта концепция пяти сил конкуренции дает возможность проводить анализ интенсивности отраслевой конкуренции [5]. Оценка существующих конкурентов и вероятности появления новых дает возможность организовать некоторые входные барьеры: проведение ценовой конкуренции за счет снижения цены на продукцию, которой можно добиться путем экономии на объеме и опыте производства уже давно работающих в отрасли компаний, что обеспечивает низкие издержки; улучшение качества услуг при продаже и послепродажном обслуживании продукции; опора на известные покупателям и уже зарекомендовавшие себя торговые бренды. «Газпром» до введения санкций вполне обладал такими возможностями [1, 2].

Мощь поставщиков зависит от наличия больших экспортных компаний, слабости или даже отсутствия заменителей экспортируемой продукции. Выгодными являются небольшая зависимость от конкретного заказчика изза значительного числа заказчиков — потребителей данной продукции, важное значение поставляемой продукции, особенно сырьевой, способность поставщика присоединить компанию-импортера к себе путем вертикальных интеграционных вариантов. В свою очередь, компании-импортеры также осуществляют значительное воздействие на экспортера продукции, которое выражается в стремлении снизить цену на поставляемую продукцию, в том числе за счет увеличения числа конкурирующих поставщиков, в требовании более качественного обслуживания и соблюдения экологических норм. Для укрепления своих позиций импортеры продукции стараются объединяться в коллективы и действовать сообща, выдвигая к поставщику единые требования. При этом большое значение имеет степень необходимости и важности приобретаемой продукции, особенно сырьевой.

Для Цитирования:
Ждановских Р. М., Факторы успеха компаний, экспортирующих сырьевую продукцию, в условиях роста конкуренции. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2024;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: