Тяжесть труда — это степень воздействия всех факторов трудового процесса на жизнедеятельность работника, его здоровье и работоспособность. Тяжесть труда зависит от влияния на организм действующего технологического процесса, средств труда, предмета труда, микроклиматических условий труда и др. [15, 50–51]. Однако указанная классификация отражает лишь характер воздействия на человека вредных агентов окружающей среды.
В настоящее время особенно важно определить и проанализировать степень этого вредного воздействия по различным параметрам, что и явилось целью данной работы.
Усложнение технологии производства, увеличение нагрузки на умственную деятельность человека ставит немало задач перед экономической, физиологической науками и другими отраслями знаний, связанными с проблемами тяжести труда [5, 67–68].
Наиболее распространенной была и остается попытка оценивать тяжесть труда по количеству расходуемой человеком энергии. Энергозатраты в ходе трудовой деятельности измеряются напряженностью работы мышц, эмоциональным напряжением, воздействием реальной среды. Для лиц умственной деятельности затраты энергии в течение 24 ч составляют 10–12 МДж; трудящихся в механизированной сфере и обслуживающей — 12,5–13; для рабочих, занятых тяжелой физической работой, — 17–25 МДж.
Трудности физической деятельности — чаще всего мышечные действия и энергозатраты:
- динамическая физическая нагрузка;
- грузоперемещение определенной массы предметов;
- монотонные движения в разных видах деятельности;
- статистическое положение человеческого тела в процессе труда при соответствующей нагрузке;
- рабочая поза;
- пространственное передвижение.
По данным параметрам степень тяжести труда предлагается выражать в израсходованных человеческим организмом калориях и килограммометрах механической работы (перемещение деталей, готовых изделий, инструментов и т. д.). Сторонники этого метода исходят из предположения, что между величиной энергетических затрат человека и степенью тяжести труда есть прямая зависимость. Причиной такого подхода послужило то обстоятельство, что физический труд до сравнительно недавнего времени сопровождался большими затратами энергии. Между тем с развитием производства энергетические затраты рабочих при выполнении ими операций уменьшились, что далеко не всегда приводило к облегчению труда [3,50–51].
Еще в 30-х гг. XX века физиологами было установлено, что в некоторых случаях при переходе на конвейерную организацию трудового процесса рабочие затрачивали меньше калорий, меньше производили механической работы, однако утомляемость у них не снижалась, а в некоторых случаях увеличивалась. Физиологи причину этого видели в том, что эта методика не учитывала нервно-психическую нагрузку, которая при определенных условиях труда играла решающую роль [3, 4]. Недостаток этой методики состоит и в том, что она не учитывает такие факторы условий труда, как температура, влажность и чистота воздуха в помещении, шум, вибрация, излучение разного рода и т. д.
То есть практическое применение рекомендаций по оценке тяжести труда на основе учета затрат энергии человеком мало дало для научного объяснения дифференциации работ по их тяжести. Часто получалось так, что работа в неблагоприятных условиях относилась к числу легких, и наоборот. Например, если судить по количеству энергии, которую расходуют работницы основных профессий текстильной промышленности, можно сделать вывод, что степень тяжести труда невысокая. Однако их работа довольно сложная, если учитывать большое нервное напряжение, связана с выполнением коротких и часто повторяющихся операций, требующих быстрых и точных движений; дефекты освещения, недостаточность кубатуры, неблагоприятные воздействия шума и микроклиматических условий, чрезмерная или недостаточная влажность воздуха. Можно выделить следующие серьезные недостатки в оценке тяжести труда:
1. Нельзя решать вопрос о тяжести труда, принимая за основание только один показатель, несмотря на его точность.
2. Когда объектом оценки тяжести труда являются не условия труда, а профессия. Это может привести к необоснованному отказу предоставления работникам льгот и компенсаций или к необоснованному предоставлению их. Вместе с тем надо учитывать, что условия труда не остаются неизменными: они улучшаются по мере совершенствования техники и технологии производства.
3. Внедрение в производство новых технологических процессов и материалов, источников энергии предопределяет появление новых факторов тяжести труда, которых раньше не было.
4. Слабая научная аргументация разделения тех или иных профессий по тяжести труда. Нередко профессию относят к тяжелой или вредной без достаточного объяснения и указания данных, определяющих ее тяжесть.
5. По данной классификации определяется не уровень тяжести труда, а характер воздействия некоторых неблагоприятных факторов без указания степени вредного влияния их на человеческий организм.
Из сказанного видно, что изучение проблемы тяжести труда нуждается в разработке серьезного, глубокого научного обоснования оценки тяжести труда и объективных критериев, пользуясь которыми администрация, работодатели на предприятиях, фирмах могли бы правильно, эффективно решать вопросы о льготах, компенсациях рабочим и служащим, занятым на работах с неблагоприятными условиями труда [9, 12].
Это отнюдь не означает, что показатели механической работы не должны приниматься во внимание при изучении условий труда. Важно учитывать и субъективные явления психики в совокупности с физической трудовой деятельностью. Субъективные явления психики проявляются в основном в движениях, мышечных движениях. Это психомоторика. В разных рабочих движениях осуществляются психомоторные действия, которые разделяются на механическую и физиологическую стороны.
Механическая характеристика трудового движения определяется:
- траекторией, в которой разделяют вид направленности и соответствующий объем движения;
- скоростью, т. е. путем, проходимым в определенное время;
- темпом, т. е. постоянством циклов одноразовых движений;
- силой, т. е. соответствующим характеру труда давлением и тягой.
Движение, его скорость измеряется в огромных пределах. В трудовой деятельности колебания измеряются от 0,01 (тонкая регулировка рук) до 8000 см/с (ручное движение, броски). Движение в измерении его темпа может колебаться от 1–2 (качание торса) до 10 действий в секунду (быстрые движения пальцем) [14].
Определив показатели в той или иной деятельности, допустим, физического труда, важно изучить и соизмерить их с физиологическими параметрами деятельности человека, эмоциональным и психическим состоянием.
Большая заслуга в этом известного физиолога Н. А. Бернштейна (1896–1966). В его трудах блестяще разработана проблема механизмов организации движений и действий человека [4]. Он предложил новый принцип управления движениями — сенсорных коррекций, имея в виду коррекции, вносимые в моторные импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения. Разработал теорию уровней построения движений и принципа активности. Принцип активности обобщает основные представления о механизмах организации движений. Основной его постулат — определяющая роль внутренней программы в актах жизнедеятельности человека. Принцип активности он противопоставлял принципу реактивности — S-R, согласно которому тот или иной акт — движение, действие — определяется внешним стимулом.
Он предложил иной подход оценки движений — метод чувственных корреляций, учитывая коррекции, как бы вписываемые в двигательные импульсы на базе чувственной информации о характере определенных движений, принципу активности он противопоставлял иной принцип, противоположный в структуре S-R, в соответствии с которым различные акты рабочих и иных действий детерминируются внешними факторами. Бернштейн использовал иные методы— кимоциклографию и циклограмметрию. Применяя их, он анализировал действия конкретной личности в трудовой, спортивной области, при нервных потрясениях и др. На основе полученных результатов он разработал идею, согласно которой получение навыков предопределено не постоянным повтором иннервационных комбинаций, команд, а способностью по-новому осуществлять систему действий. Он придал движению новое содержание, связав его с потребным будущим. Исследование движения человека с разными поражениями нервной системы позволило ему изменить представление о локализации функций в нервной системе и предложить эффективные приемы восстановления нарушенных функций [4].
Он произвел переворот в сфере психофизиологии действий. В наше время все исследования деятельности людей обязательно проводятся с учетом всего, что было сделано Бернштейном в этой области.
Факторы условий труда, которые, как внешние агенты, воздействуя на организм человека, не могут характеризовать тяжесть труда, хотя и являются его причиной. Вероятно, степень тяжести находит свое выражение в тех реакциях и изменениях, которые происходят под влиянием условий труда в организме человека.
Реакции и изменения следующее:
- смена и трансформация физиологических реакций;
- способность восстанавливать функциональные расстройства;
- трудоспособность, динамичность деятельности во время работы;
- содержание и характер утомления.
Вместе с этими реакциями у работников могут возникнуть и физиологические реакции, которые проявятся в будущем:
- профзаболевания;
- потеря трудоспособности по конкретной специальности;
- полная потеря трудоспособности;
- воздействие характера труда на продолжительность жизни человека.
Медико-физиологической основой оценки тяжести труда представляется учение о функциональной системе применительно к утомлению. В основе утомления лежит сам труд, но оно может быть вызвано рядом причин, возникших вне производства. Это городской транспорт, алкоголь, курение и др. [7].
Например, дополнительным фактором, повышающим утомление на работе, может быть чрезмерное увлечение спортом. Известно, что для сохранения здоровья, поддержания высокой физической работоспособности и нормального течения окислительно-обменных процессов человек должен расходовать на двигательную активность 1200–2000 Ккал в сутки сверх основного обмена, которые обычно составляет 1600–1800 Ккал. Степень интенсивности физических нагрузок, их объем должны соответствовать режиму двигательной активности. При расчете энерготрат во время занятий физкультурой следует учитывать соотношение достигаемой при нагрузке частоте сердечных сокращений (ЧСС) с энерготратами [7,139].
Определенный вид физической деятельности контролируется по ЧСС при предварительном тестировании на велоэргометре, где определяется толерантность к физической нагрузке. Достигнутые при пороговой физической нагрузке показатели ЧСС, электрокардиографические показатели, артериальное давление служат исходными данными для дозирования физической нагрузки (ходьба, игры и другие виды физической деятельности). Если пороговый импульс фиксируется при появлении неблагоприятных изменений на ЭКГ, то надо обратить внимание на то, чтобы в повседневной и профессиональной работе не перегружаться, не допускать изменений в работе сердца. Дубровский В. И. в своей книге пишет: «Необходимо соблюдать принцип постепенности повышения физической нагрузки с целью адаптации к ней кардиореспираторной системы. Лучшим средством для тренировки кардиореспираторной системы являются упражнения циклического характера (плавание, бег в сочетании с ходьбой, лыжные прогулки и др.)» [7, 14]. При этом важно учитывать, что психогигиенические мероприятия должны быть направлены на облегчение основного и устранение дополнительных факторов наступления утомления.
Различают различные степени утомления: легкое, выраженное и тяжелое. Тяжелое — это уже болезнь. Симптомы утомления непостоянны и разнообразны. В сенсорной сфере под влиянием утомления отмечается падение чувствительности различных анализаторов. В двигательной сфере отмечается ухудшение координации сенсорной, появляются лишние движения, скорость простой и сложных реакций и точность сложных уменьшается. Умственная деятельность и интенсивность внимания также снижаются; появляются выпадение памяти и затруднение запоминания. Очень характерный симптом утомления — сонливость днем и расстройство сна ночью.
Пока мало изучена и, по сути, противоречива такая проблема тяжести труда, как ритмизация работы и микропауз. С одной стороны, ритмизация имеет положительное значение. Но с другой ведет к состоянию монотонии, а это снижает внимание [18]. Для снижения отрицательного влияния монотонии на работоспособность рекомендуются такие мероприятия, как объединение очень простых и монотонных операций в более сложные и разнообразные по содержанию; периодическая смена операций, выполняемых каждым работником; периодические изменения ритма работы и др.
Содержанием класса тяжести работы является то качественное состояние организма, которое возникает в результате выполнения определенной специфической нагрузки в конкретных условиях производительной среды. С учетом числа известных качественных состояний организма выделяют три основных класса тяжести работ:
- I класс тяжести труда устанавливается тогда, когда в результате выполнения определенной нагрузки и благоприятных внешних условий в организме человека не отмечается отклонений от нормы;
- II класс определяется тем, когда в результате высокой нагрузки или не очень благоприятных гигиенических и санитарных условий окружающей среды формируется пограничное состояние (между нормой и патологией) организма.
- III класс тяжести труда определяется тем, когда под влиянием очень сильной нагрузки и неблагоприятных условий внешнего воздействия возникает патологическое состояние организма.
I класс тяжести труда, когда у человека не наблюдается отклонения от нормы, является одним из самых предпочтительных. При этом недопустимо как постоянное физическое перенапряжение, так и сильное снижение физической активности.
В XIX в. и первой половине XX века у каждого человека жизнь сопровождалась значительным физическим напряжением. Этих нагрузок хватало для поддержания функционального состояния человека и его здоровья на соответствующем уровне. Однако во второй половине XX века доля физического труда сильно уменьшилась [1]. Малоподвижный образ жизни отрицательно влияет на состояние здоровья, особенно сердечно-сосудистую систему человека. Особенно негативное влияние на развитие и рост детей и подростков оказывает гиподинамия (недостаточное мышечное напряжение). Эта сказывается не только на их физической, но и умственной работоспособности. У людей среднего и пожилого возраста снижение двигательной активности ускоряет развитие атеросклероза, ухудшает регуляцию тонуса сосудов, нарушает сердечное и мозговое кровообращение. Сидячий образ жизни ускоряет процессы старения, повышение артериального давления [7, 20].
Человеческий организм — это целостная биологическая система. Все органы человеческого тела находятся в постоянном взаимодействии, которое обеспечивает взаимосвязь психики человека, его двигательных и вегетативных функций с внешними условиями. Взаимосвязь между различными системами органов выражается и в согласованном изменении их деятельности. Например, во время физической работы резко возрастает обмен веществ в мышцах, что сильно влияет на деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и других систем организма.
Знание строения организма человека, особенностей процессов жизнедеятельности отдельных его органов и систем позволяет разрабатывать методику психофизиологических исследований его работоспособности, классификацию тяжести труда, проводить анализ конечных результатов трудовой деятельности исполнителя, обоснование режимов труда и отдыха. Физиологические функции человека в течение суток меняются в строго определенном порядке. Большинство из них (температура тела, мышечная активность, лабильность зрительного анализатора, работа сердца и др.) в дневные часы суток повышается, в ночное — понижается. Поэтому в разные отрезки времени организм человека не одинаково реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку, и его работоспособность в течение суток подвержена колебаниям: наивысший уровень отмечается в утренние и дневные часы. В области физиологического обоснования режимов труда и отдыха, классификации тяжести труда и ее факторов отечественными физиологами достигнуты определенные успехи. Однако здесь необходима дальнейшая исследовательская работа: изучение закономерности и особенности изменений работоспособности человека в разные смены; поиск мер борьбы с монотонностью труда; разработка средств повышения работоспособности на различных ее фазах в течение рабочего дня и по многим другим проблемам.