Дифференцированная комплексная оценка различных составляющих качества жизни и социального функционирования пациента необходима для адекватного планирования реабилитационной работы, постановки целей и задач реабилитации.
Кроме того, совершенствование социотерапевтических подходов требует учета новых организационных форм оказания психиатрической помощи (полипрофессиональный бригадный подход), а также их адаптации к контингенту пациентов, склонных к совершению общественно опасных действий (ООД) [1].
Успешность профилактических, психопрофилактических и психосоциальных реабилитационных вмешательств, направленных на предупреждение дезадаптации (включая криминализацию) лиц с психическими расстройствами, зависит от ряда организационных факторов. К ним относится использование данных мониторинга оценок эффективности предпринимаемых мер, сдерживающих социальную дезадаптацию и антисоциальное поведение.
Динамическая оценка результатов вмешательств, целью которых является психосоциальная реабилитация пациента, способствует разработке мер по нейтрализациитранзиторных и стационарных психопатологических и патопсихологических причин и механизмов совершения ООД [3, 10].
Термин «ингибиторы агрессии» принадлежит А. А. Налчаджяну, который рассматривает их как факторы, предупреждающие агрессивные действия и включающие не только личностные структуры, но и ряд физических особенностей, некоторые формы инстинктивного поведения, жесты, мимику и пр. [9]. В отличие от А. А. Налчаджяна, А. И. Ложкин использует термин «защитная мотивация», которая запрещает реализацию самого мотива насилия [8].
Ф. С. Сафуановым был предложен термин «тормозящие (подавляющие) агрессию личностные структуры», который в большей мере отражает психологическое регулирующее воздействие, осуществляемое разнообразными уровнями и сторонами личности, воздействие, которое невозможно свести только к процессам «опосредования» или только к «контролю».
Классификация факторов, тормозящих агрессивные проявления, включает в себя ценностные, социально-нормативные, диспозиционные, эмоциональные, коммуникативные, интеллектуальные сдерживающие структуры и психологические защитные механизмы [11].