Профессиональная деятельность медицинской сестры сопряжена с рядом трудных моментов. В дополнение к высокой рабочей нагрузке и часто встречающемуся истощению внутренних психических ресурсов преодоления медсестры также постоянно сталкиваются с эмоционально напряженными ситуациями, связанными с болезнью и страданием, которые требуют проявления эмпатии [1]. Положительные эмоции, которые медсестры испытывают в результате сострадания, известны как «удовлетворение от сострадания», в то время как отрицательные последствия известны как «усталость от сострадания» [2].
К. Marcum et al. считают, что среди практикующих медицинских сестер довольно широко распространены эмоциональное выгорание и «усталость от сострадания», непосредственно связанные между собой. Проведенное авторами исследование показало, что медсестры, имеющие более развитую способность к состраданию и сопереживанию, чаще подвержены проблеме эмоционального выгорания [3].
Несмотря на то что эмпатия является важным компонентом в обеспечении эффективного ухода за пациентами, она также создает уязвимость для связанных со стрессом состояний — «усталости от сострадания» и профессионального (эмоционального) выгорания. Однако проводимые исследования дают противоречивые результаты, подтверждая к ак положительную связь эмпатии и выгорания, так и отрицательную, что до сих пор не позволило прийти к однозначным выводам по данной проблеме [4]. По мнению J. Duarte et al., хотя эмпатия и является одной из основных ценностей в сестринском деле, ее чрезмерное развитие, как и недостаток, может иметь пагубные последствия, такие как эмоциональное выгорание и «усталость от сострадания». Авторы полагают, что защитой от негативных последствий сострадания другим является самосострадание — внутренне направленное сострадание, отношение к себе как к объекту заботы [1].
Целью проведенного нами исследования стало подтверждение гипотезы о взаимосвязи уровня развития эмпатии и выраженности симптомов эмоционального выгорания у медицинских сестер поликлиник. Всего было обследовано 35 медицинских сес тер в возрас те от 20 до 72 лет со стажем профессиональной деятельности от 0,5 до 50 лет. Были использованы следующие психодиагностические методики: Шкала эмоционального отклика А. Меграбиана и Н. Эпштейна, Опросник профессионального выгорания в адаптации Н. Е. Водопьяновой (вариант для медицинских работников), Бостонский тест исследования стрессоустойчивости «Анализ стиля жизни», Методика исследования коммуникабельности В. Ф. Ряховского.