По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Факторы, определяющие производственный травматизм

А. Загородних канд. техн. наук, г. Орел

В статье рассмотрены факторы, определяющие производственный травматизм на транспортных средствах в сельском хозяйстве.

Литература:

1. Загородних А. Н. и др. Обеспечение безопасности самоходных машин инженерно-техническими средствами // Тракторы и сельскохозяйственные машины. — 2005. — № 11. — С. 41–44.

2. Лобанов Е. М. Проектирование дорог и органы зрения движения с учетом психофизиологии водителя. — М.: Транспорт, 1980. — 311 с.

3. ГОСТ12.0.003-74 «ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы» (СТ СЭВ 790-77) Классификация.

4. ГОСТ 17.2.2.03-87 «Нормы и методы измерений содержания окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями».

5. ГОСТ 21393-75 «Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений».

6. Вайсман А. И. Здоровье водителей и безопасность дорожного движения. — М.: Транспорт, 1979. — 136 с.

7. Загородних А. Н., Севрюгина Н. С., Загородних Н. А. Теоретические основы повышения безопасности и эффективности работы самоходной техники. — Орел: Орел ГТУ, 2005. — 301 с.

Безопасность труда водителей определяется надежным функционированием системы «Водитель — транспортное средство — дорога — среда». Исходя из этого, все факторы, потенциально влияющие на безопасный исход движения транспортных средств, можно разделить на три группы:

• личностные;

• технические;

• факторы внешней среды.

Как правило, все эти факторы находятся во взаимосвязи друг с другом, а по своему характеру случайны и неустойчивы. На рисунке показаны взаимосвязи этих групп факторов.

Личностные факторы выступают как следствие вполне конкретных причин, заложенных в индивидуальных характеристиках людей, а именно:

• их профессиональном уровне;

• психофизическом состоянии;

• дисциплинированности;

• личных особенностях.

Профессиональный уровень у подавляющего большинства водителей транспортных средств, задействованных в сельскохозяйственном производстве, формируется стихийным путем в процессе производственной деятельности. В среднем для этого требуется не менее 5–7 лет профессиональной водительской деятельности, в течение которых водитель наблюдает, переживает и запоминает большое число опасных ситуаций. При этом в его памяти остаются наиболее характерные (типичные), острые по своему развитию, с возможными серьезными последствиями начальные и конечные фазы развития и взаимодействия факторов дорожного движения. Если наблюдаемая дорожная ситуация уже встречалась водителю в прошлом и приводила к опасности, у него появляется возможность на основе опыта прогнозировать ее развитие и действовать так, чтобы предотвратить ее тяжелые последствия. Однако для формирования такого профессионального уровня характерны очевидные недостатки: длительность по времени, фиксирование в памяти некоторых ошибочных действий, неполный охват возможных ситуаций в реальных условиях в силу случайного характера их появления для каждого водителя и другие, что может привести к возможности совершения транспортного происшествия.

Многообразие психологических, социальных и профессиональных особенностей труда водителей требует больших физических усилий и нервного напряжения, обусловленных дефицитом времени, серьезностью последствий при неправильном решении возникающих ситуаций. В результате чего в организме водителя развивается система функциональных чувств, имеющих важное значение для его работы: повышается утомляемость и время реакции, снижается скорость переработки информации. В целом это воздействие можно выразить через информационную загрузку и энергозатраты водителя. Таким образом, все это, воздействуя на водителя, определяет психофизиологические условия его трудовой деятельности. Чем лучше перечисленные элементы удовлетворят требованиям водителя, тем выше безопасность движения.

Для Цитирования:
А. Загородних, С. Копылов, Факторы, определяющие производственный травматизм. Охрана труда и техника безопасности в сельском хозяйстве. 2021;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: