Безопасность труда водителей определяется надежным функционированием системы «Водитель — транспортное средство — дорога — среда». Исходя из этого, все факторы, потенциально влияющие на безопасный исход движения транспортных средств, можно разделить на три группы:
• личностные;
• технические;
• факторы внешней среды.
Как правило, все эти факторы находятся во взаимосвязи друг с другом, а по своему характеру случайны и неустойчивы. На рисунке показаны взаимосвязи этих групп факторов.
Личностные факторы выступают как следствие вполне конкретных причин, заложенных в индивидуальных характеристиках людей, а именно:
• их профессиональном уровне;
• психофизическом состоянии;
• дисциплинированности;
• личных особенностях.
Профессиональный уровень у подавляющего большинства водителей транспортных средств, задействованных в сельскохозяйственном производстве, формируется стихийным путем в процессе производственной деятельности. В среднем для этого требуется не менее 5–7 лет профессиональной водительской деятельности, в течение которых водитель наблюдает, переживает и запоминает большое число опасных ситуаций. При этом в его памяти остаются наиболее характерные (типичные), острые по своему развитию, с возможными серьезными последствиями начальные и конечные фазы развития и взаимодействия факторов дорожного движения. Если наблюдаемая дорожная ситуация уже встречалась водителю в прошлом и приводила к опасности, у него появляется возможность на основе опыта прогнозировать ее развитие и действовать так, чтобы предотвратить ее тяжелые последствия. Однако для формирования такого профессионального уровня характерны очевидные недостатки: длительность по времени, фиксирование в памяти некоторых ошибочных действий, неполный охват возможных ситуаций в реальных условиях в силу случайного характера их появления для каждого водителя и другие, что может привести к возможности совершения транспортного происшествия.
Многообразие психологических, социальных и профессиональных особенностей труда водителей требует больших физических усилий и нервного напряжения, обусловленных дефицитом времени, серьезностью последствий при неправильном решении возникающих ситуаций. В результате чего в организме водителя развивается система функциональных чувств, имеющих важное значение для его работы: повышается утомляемость и время реакции, снижается скорость переработки информации. В целом это воздействие можно выразить через информационную загрузку и энергозатраты водителя. Таким образом, все это, воздействуя на водителя, определяет психофизиологические условия его трудовой деятельности. Чем лучше перечисленные элементы удовлетворят требованиям водителя, тем выше безопасность движения.